Изготовление, ремонт ювелирных изделий
Кольца  Серьги  Браслеты  Кресты и подвески  Броши  Колье  Гарнитуры
 Доставка  Услуги  Контакты  Каталоги

Специализированные техники работы по воску. Часть 2

Пока что мы ограничивались проектами, осу-ществить которые можно только литьем. Все это прекрасно, если вы намерены моделирование перевести в разряд хобби. Но в мире массового производства изделие от модели до завершающей стадии проходит через множество рук. Над ним работают не только модельщик и литейщик; кто-то обрезает и опиливает литники, другой за-нимается предварительной полировкой, третий спаивает детали, четвертый припаивает застежки; еще кто-то производит финишную обработку. Конечно, азам всех этих умений вы можете обучиться и сами, по крайней мере, настолько, чтобы выполненная вами работа была достойна похвалы. Но в ювелирном деле существует множество подходов, на овладение которыми потребуются годы и годы. Да вот взять хоть на-вык точечной пайки без намека на наплыв, или умение так поставить камень, чтобы каста было почти не видно. Или искусство сочетать эмаль с металлом. Вот потому-то модельщик просто обязан так подготовить свое изделие, чтобы другой опытный мастер мог довести работу до конца.

ВСТАВКИ



Попросту говоря, вставка — это металличе-ский элемент, введенный в металлическую же деталь. Вставки применяются, когда невозможно отполировать все изделие целиком, и приходится делать это по частям.Применяются они и в качестве элемента дизайна — при сочетании разных металлов, и в этом как раз и состоит их основная роль в ювелирном деле, особенно в свете постоянно растущей цены на золото. Расходы можно сократить, сочетая золото с серебром, при этом, нисколько не портя дизайна. Даже наоборот, нередко получаются весьма эффектные вещи (см.цветную вкладку 32).

Для изделия со вставкой нужны, по крайней мере, два вида воска, две металлические модели, две пресс-формы и две отливки. Нетрудно себе представить, как это все будет осуществляться надлежащим образом: нужно одновременно изготовить две восковые модели, да так, чтобы они идеально подошли друг другу — работа кропотливая и весьма непростая, особенно если дизайн отличается замысловатостью. Однако дело не только в этом. Вставки и другие детали, нуждающиеся в плотной посадке, требуют абсолютной точности. Воск, каким бы твердым он ни был, определенной упругостью все-таки обладает. Вот и представьте теперь, каково это — вставить один кусок воска в другой. Деформируются оба: и сама вставка, и тот, в который вставляют. После некоторой необ-ходимой деформации обе детали идеально со-вмещаются. Но отливать-то их нужно порознь, а стоит их разъединить, обе принимают перво-начальную форму. И после отливки в металле они, вероятнее всего, ни за что не совпадут.

Чтобы сделать качественную вставку, нужно восковую вставку ставить в уже отлитую из ме-талла «рамку». Процедура здесь обычная: «рамку» делают, как всегда, сначала из воска с уже подготовленным под вставку гнездом (Рис. 12.1а). Затем «рамку» отливают и сначала тщательно зачищают. Именно сначала, а не потом. Восковая вставка должна формоваться в точном соответствии с уже подготовленным гнездом, и если его зачистить потом, в процессе последующих работ, оно, естественно, станет больше, и вставка не совпадет с рамкой.

В зависимости от гнезда (отверстия) для вставки, существуют два метода нанесения рас-плавленного воска. Если оно маленькое, просто погрузите рамку, держа ее за литник, в расплав зеленого воска и подождите, пока отверстие не «затянется». Если же оно великовато для такого способа, то заливайте в него воск с большого шпателя. Сначала заполните дно и края, а затем — середину (Рис. 12. lb).

Обратите внимание, что для этого проекта мы взяли зеленый воск, а не синий, более вязкий. Это для того, чтобы уменьшить его усадку при охлаждении.Из-за этой усадки вставка может вы-пасть из рамки, поэтому лучше дождаться, пока воск схватится — тогда станет видно, насколько вставка отстает от рамки — и, заведя горячий шпатель с добавочным воском в образовавшую-ся щель, заплавить ее (Рис. 12.1с). Можно и по- другому: разрезать вставку вдоль, раздвинуть ее, чтобы плотно села по краям, а в разрез по цен-тру добавить воска (Рис. 12. Id). Какой бы метод решения проблемы вы ни избрали, есть только один надежный способ определить, совпадет ли с рамкой восковая вставка после усадки, неиз-бежной при литье и зачистке. Нужно попробо-вать вынуть ее из рамки. Если это будет трудно и потребуется нажим, то, скорее всего, вы напла-вили достаточно воска, чтобы компенсировать усадку.

Чаще всего, вставки изготовляются именно таким методом, но не возбраняется и сначала отлить вставку в металле, а потом уже, методом погружения в воск, выстраивать вокруг нее рам-ку, особенно, если вставка довольно крупная. Этот метод позволяет не беспокоиться о том, совпадет ли вставка с рамкой. Совпадет одно-значно.Более того, здесь усадка воска при засты-вании нам даже на руку: тогда он плотно охваты-вает металлическую вставку, плотно настолько, что может и треснуть.Если это случится, сожми-те края трещины и заплавьте ее воском.

На руку нам и усадка при литье: отпадает необходимость в плотной посадке восковой модели в металлическую, которой мы так стремились добиться, когда делали вставку из воска. Нет нужды и применять нажим при извлечении вставки из восковой рамки. Учитывая усадку воска и усадку при литье, рамка, в конечном счете, станет слишком тугой для вставки, и ювелиру придется искать способы снять часть металла, чтобы спаять две детали. И, наоборот, если металлическая вставка плотно входит в рамку, именно так, как вам и нужно в готовом изделии, то текущая зачистка и полировка металла вполне компенсируют литейную усадку.

КРЕПЛЕНИЕ СЕГМЕНТОВ



Крепятся сегменты теми же методами, что и вставки. Но не всегда для них нужны такие же аккуратные рамки. Для вставки требуется лишь заполнить воском пустое пространство в металлической отливке. Крепление же чаще делается встык, причем на изделии сначала делается резьба, а потом оно разрезается на сегменты, которые потом и скрепляются (см. цветную вставку 37).

Когда для работы изделие приходится распи-ливать на два и более сегментов, которые потом должны точно совпасть, сначала нужно решить,

как именно это лучше сделать, потому что, сколь мелкозубой ни будь пилка, даже 8/0, она все равно выпилит материала достаточно, чтобы исходные пропорции изменились. Если предсто-ит распилить пополам, скажем, круглую слегка выпуклую «пуговицу», можно сделать про-дольный прямой пропил, и проблем не будет. Просто с самого начала сделайте «пуговицу» чуть шире, с учетом будущего пропила (Рис. 12.2а). Но чаще прямым пропилом не обойтись. Приходится делать изогнутые, повторяя конту-ры изделия, вроде известного символа Инь-Ян. В этом случае, даже если пропил безупречен, сегменты потом все равно ни за что не совпадут (Рис. 12.2Ь). Проблему крепления сегментов я считаю одной из самых серьезных для модель-щика. Ведь нужно не только убедиться самому, что вы все сделали с непогрешимой точностью, но и быть уверенным, что ювелир, который как раз и отвечает за окончательную сборку из-делия, не испортит результатов вашего много-часового труда.

Вкачестве примера как раз и возьмем «пуговицу» Инь-Ян, которую будем отливать половинками — одну из желтого золота, другую из белого. После того, как модель сделана, и воск изнутри выбран, из миллиметровой восковой пластины вырежьте кружок по контуру «пуговицы» (Рис. 12.3а). Теперь циркулем проведите линию в по- лумиллиметре от края (Рис. 12.ЗЬ) и опилите кружок.У вас получится пластинка, плотно входящая в пуговицу. Очень осторожно выпилите из кружка середину, чтоб осталось тонкое, в 1 мм кольцо. Неплохо бы оставить перемычку: она будет держать кольцо и не даст ему перекашиваться (Рис. 12.3 с). Пока кольцо отложите в сторону.

Оно — ваша гарантия, что в спаянных позднее деталях все пропорции будут сохранены.

Следующий шаг — очень острой чертилкой или кончиком ювелирного ножа наметить про-пил. Линию прочерчивайте глубокую, но ни в коем случае не широкую. Затем самой мелкой пилкой (обычно 6/0) медленно и осторожно распилите пуговицу, следя, чтобы зубья пилки не забивались, и держа пилку, как можно ровнее. Слегка опилите неровности пропила и отложите одну половинку в сторону. Готовить к отливке мы будем пока только одну из них.
От пластины тонкого листового воска от-режьте полоску длиной 1/8 дюйма (3,17 мм), пропустите по линии распила изнутри и при-хватите с внутренней стороны, оставив по всему краю небольшой бортик в 1/16 дюйма (1,58 мм) (Рис. 12.4). После отливки на этот узкий бортик удобно ляжет другая половинка изделия. Теперь осталось только вложить кольцо. Получится нечто, вроде «полочки», которая не только усилит изделие, но и послужит направляющей сначала для крепления второй половинки в воске, а потом и для всех операций в металле (Рис. 12.5). Для простоты дела можно, конечно, просто положить обе половинки на кольцо, сначала одну, а впоследствии и другую. Однако при этом изделие, во-первых, не приобретет нужной жесткости, а, во-вторых, будет выглядеть хуже, поскольку в готовой двухцветной отливке вдоль сегмента из белого золота станет видна тонкая полоска желтого. Поэтому кольцо следует постараться вставить именно внутрь. После этого большую часть трудной работы можно считать законченной.

Хорошенько зачистив металлическую от-ливку, начинайте прилаживать к ней восковую половинку. Не исключено, что на этой стадии отливку придется дополнительно обработать напильником. Возможно сделать бортик более узким, но не перестараться, а то вторая по-ловинка на него не ляжет; возможно, слегка обточить кольцо, чтобы оно плотно вошло в изделие. Работать, разумеется, следует разными напильниками: по металлу — для металла, по воску — для воска. Помните, опиливание металла, в конце концов, затупит напильник и сделает его использование в будущих проектах по воску невозможным.
Все остальное относительно просто. Относи-тельно. Крепко прижмите восковую половинку к отливке и липким воском прихватите в не-скольких местах, памятуя, что кольцо должно плотно войти внутрь (Рис. 12.6а). Теперь начи-найте заполнять воском все щели, которые мог-ли возникнуть по линии распила (Рис. 12.6Ь). Ра-бота довольно кропотливая - тонкой полоской наплавить воск, опилить, добавить, убрать, со-скрести, снова наплавить - но если вы будете выполнять ее методично, то справитесь без осо-бого труда и без ущерба для изделия. Счистите капли, которыми вы прихватывали обе поло-винки, в последний раз проверьте, хорошо ли









они легли друг к другу, и можете отливать в металле. Но если увидите какие-то мелкие не-дочеты, исправляйте сейчас: в отливке сделать будет уже ничего нельзя — только начать все с начала.

Информация

О нас Информация о доставке

Обслуживание клиентов

Карта сайта

Дополнительно

Ювелирное дело

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Каталог ювелирных изделий. Ювелирная мастерская 2023
0.02 с.