Изготовление, ремонт ювелирных изделий
Кольца  Серьги  Браслеты  Кресты и подвески  Броши  Колье  Гарнитуры
 Доставка  Услуги  Контакты  Каталоги

Перстень - печатка

Вто время как мода с каждым годом произво-дит огромное количество женских колец новых дизайнов, для мужчин, к сожалению, уважение завоевали всего несколько стилей. Это печатка и ее варианты и базовая модель «цыганской» вер-хушки с достаточно большим кабошоном.

Однако удивительно то, сколько существует вариантов этих двух базовых моделей. Верхушка печатки может быть круглой, овальной, квадратной, выпуклой и выпуклой квадратной, шестиугольной, восьмиугольной формы , и это только традиционные формы. Шинка тоже бывает весьма разнообразной: плоской, заостренной, выпуклой, резной с разными орнаментами, тексту- рированной или гладкой. Вариантов сочетаний - бесконечное множество, так что развернуться есть где, и эти модели, которые были в моде сто лет назад, будут пользоваться успехом и сто лет спустя.

Второй тип мужского кольца — «цыганское», с камнем. Как и печатка, оно бывает самых разнообразных видов — в зависимости от вида камня и стиля шинки. Оба типа кольца в изготовлении очень просты: «цыганское», по сути, та же печатка, только с камнем.

Таким образом, для следующего нашего про-екта кольца мы сделаем печатку, а затем из-готовим на ней верхушку с камнем. Поэтому, прежде чем приступать, решите, на каком камне остановитесь. В мужских кольцах используются три вида камня: совершенно плоский (или чуть выпуклый), кабошон и ограненный, указаны в порядке популярности. К первым двум, как правило, относятся все непрозрачные камни. Чаще всего в мужские кольца ставят ляпис-лазурит, кровавик (гематит), оникс и сардоникс, и как бы они ни были обработаны — плоско или кабошоном, какую бы форму ни имели — круглую или квадратную, подошва у них всегда плоская. Прежде всего, модельщика должна интересовать именно подошва. Ограненные камни, в основном, идут на женские украшения, однако, некоторые, как рубин, гранат и аквамарин, традиционно используются в мужских кольцах. У ограненных камней вместо плоской подошвы имеется так называемый павильон, который, как у айсберга, бывает больше самого камня и при закрепке оказывается под кастом. Поэтому каст под ограненный камень должен быть глубже, чем под плоский или кабошон, если вы не хотите, чтобы павильон своим шипом упирался в палец тому, кто его носит.

Для нашего кольца мы, пожалуй, возьмем обычный овальный кабошон 16 х 12 мм.Но сна-чала вам придется сделать обычную печатку, правда, учитывая размер и форму камня; вер-хушка кольца, каст под камень, в окончательном варианте должна быть примерно 19x15 мм: вокруг камня должен иметься ободок шириной в 1,5 мм.

Инструменты и материалы
Заготовка в 28 мм из трубки с плоской стороной из зеленого воска
Кабошон 16x12 мм
8-дюймовый (20 см) напильник для воска
Баретный игольчатый надфиль с насечкой 3
Шабер
Кисточка из стекловолокна
Шкурка 2/0
Фетровый диск (твердый)
Бормашина
Боры: круглый, №20, 10, 2 Цилиндрический, № 6, 2 Конический, № 10
Штангенциркуль
Толщиномер

Печатка — украшение очень простое. Однако вы часто будете обнаруживать, что простую вещь сделать труднее всего. Когда в украшении много элементов, отдельно смотрящихся деталей, взгляд постоянно отвлекается, пере-бегает с одного на другое, поэтому критической оценки геометрической точности овала или круга можно избежать. На очень же простом изделии, в котором нет таких деталей, минимальное отклонение от симметрии и правильности форм сразу бросается в глаза. То есть, к этому кольцу вы должны подходить не столько как художник, сколько как инженер, полагаясь больше на измерительные инструменты, а не на точность собственного глаза. Вы будете делать то, что называется «мастер-моделью».

Мастер-модель печатки


В ювелирном деле существует три типа моде-лей. Первая — уникальное изделие, технически даже и не являющееся, собственно, моделью, поскольку по нему не изготовляется пресс-фор-ма. Его отливают, очищают, полируют и прода-ют как единственное в своем роде.

Второй тип модели — стандартная, которую делают все модельщики по воску и которая предназначена для тиражирования. Модель из-готовляется с учетом того, что ее-то никому и никогда носить не придется, а носить будут го-товое изделие, изготовленное по пресс-форме, сделанной по этой модели. Модельщик должен учитывать усадку, принимать во внимание то, что в пресс-форме детали размягчаются, воз-можность искривления, легкость полировки се-рии изделий и множество других факторов, ха-рактерных для массового производства.

Третий тип — это как раз мастер-модель, ко-торая, как понятно из самого названия, пред-ставляет собой образец для изготовления других моделей. Обычно, она — простое изделие, ко-торое, после копирования в пресс-форме, из-меняет либо модельщик при отливке восковки, либо ювелир при отливке в металле, когда он на основе этого базового проекта создает десятки разных вариантов, причем каждый становится оригинальной моделью, по которой потом ти-ражируется готовое изделие.

Таким образом, мастер-модель подвергается усадке дважды: в первый раз, когда воспроиз-водится для изготовления базовой структурной модели, а второй раз, когда эта, уже видоиз-мененная модель, воспроизводится повторно для отливки готового изделия. Кроме того, ее детали дважды подвергаются перекосу и размягчаются; поэтому, когда модельщику приходится сталкиваться с необходимостью делать мастер-модель, он знает, что должен быть максимально точным и аккуратным и обязательно учитывать этот фактор двойной усадки. Короче говоря, ему нужно продумывать процесс на несколько ходов вперед.

Планирование размеров


Тот модельщик, который получает от дизай-нера точный детально проработанный эскиз, может считать, что ему повезло. На эскизе, если он, действительно, точен, даны виды в профиль, спереди и сверху. Если нет дополнительных инструкций, то предполагается, что приведенные размеры точно соответствуют раз-мерам готового изделия. И, если у вас не нала-жено с дизайнером полное взаимопонимание, не пытайтесь что-либо менять в его эскизе, осо-бенно при наличии трех проекций. Коль скоро вам что-то не понравилось или показалось несоответствующим, выясните все вопросы до начала работы, или уж работайте, с чем есть. Первым делом, измерьте высоту и ширину пло-щадки, ширину шинки в самом тонком месте, ее толщину и высоту верхушки (Рис. 6.6а). За-пишите эти размеры на эскизе, только очень тонко, а лучше — на листке кальки. И помните: это размеры готового изделия. Вам же предстоит сделать его прародительницу — мастер-модель, и прежде, чем вы приступите к работе с воском, прибавьте к этим размерам припуск на двойную усадку. Таким образом, если на эскизе размеры площадки 19 х 15 х 5 мм, то в модели вам следует прибавить к ним примерно 20%. Не 10%, как в предыдущих проектах.

20% - усадка в полном объеме, вас же каса-ются только внешние параметры. Однако, если вы станете чисто механически к каждому замеру прибавлять именно 20%, то, не исключено, что окончательный размер кольца окажется больше, чем нужно.Ведьточной формулы для вычисления припуска на усадку не существует, поскольку вы имеете дело не с правильными геометрическими формами, а с объектами весьма прихотливых очертаний. Поэтому корректировка, при необходимости, должна быть приблизительной. Практическим путем я вывел, что припуска в 0,5 мм на каждые 10 мм вполне достаточно, чтобы учесть десятипроцентную усадку.Но и это правило, опять-таки, приблизительно, тем более, что чем крупнее изделие, тем, пропорционально, выше усадка. Таким образом, для стандартной модели размеры следует увеличить примерно до 20 х 15,75 х5,5 мм. Для мастер-модели их следует увеличить еще, до 21 х 16,5 хб мм, и тогда этого хватит, чтобы учесть фактор усадки.

Вырезание печатки


Начните изготовление печатки, отпилив от трубки с плоской стороной заготовку шириной 28 мм. Разметьте, как раньше, принимая во внимание двойную усадку. То есть, если вы делаете кольцо на размер 9 (18,9 мм), то фак-тически должны его делать на размер 11 (20,7 мм) (три четверти размера (0,68 мм) на один размер (0,9 мм), дважды). Законченная модель выглядит, как вполне пропорциональное кольцо на крупного мужчину.Для формования этой мо-дели у вас есть свобода выбора в инструментах.

Вы можете работать большим напильником для воска и маленькими игольчатыми надфилями, а можете и бормашиной.

Функции бормашины далеко не ограничива-ются выборкой воска изнутри модели: она спо-собна заменить вам почти все ручные инстру-менты, за исключением, разве, очень острых ножей, очень тонких надфилей и полировальных головок. В умелых руках она может снимать материал так же ровно, как и напильник, гораздо быстрее и более плавно. А, заменив один бор другим, можно и линии чертить не менее тонкие, чем ножом. Правда, для этого требуется время и практика, но, овладев этим инструментом, вы уже и не захотите пользоваться никаким другим.

Итак, первым вы, по идее, должны были бы взять в руки грубый напильник для воска, чтобы быстро снять крупные куски воска и придать кольцу начальные формы. Вместо этого начните работать самым большим цилиндрическим бо-ром №20. Работайте методично, уточняя по не-обходимости все плоскости изделия, точно так, как вы работали бы и напильником.Только учти-те: бормашина гораздо послушнее напильника, работать ею, в конечном счете, гораздо легче, и в этом-то и состоит ее главная опасность. Из-за высокой скорости режущий инструмент прак-тически не встречает сопротивления, поэтому то и дело возникает искушение, «перескочив» через кое-какие этапы работы, быстро отрезать все лишнее и поскорее перейти к окончательному формованию до того, как будут соблюдены базовые пропорции. Так что сознательно замед-ляйте темп работы, пока не привыкнете к мощ-ности инструмента.

Большим цилиндрическим бором сначала симметрично сформируйте на заготовке углы (Рис. 6.6Ь), а затем скруглите, пока не получите черновые очертания формы кольца. Проводить эти две операции следует по-разному. При формовании углов старайтесь осознанно делать смахивающие движения инструментом, словно чистите картошку, поддерживая равномерно, достаточно сильное давление на бор, до дости-жения желаемых пропорций.При скруглении бор должен ходить легко, едва касаясь поверхности воска. Такие движения должны стирать острые углы в нескольких направлениях, пока углы не исчезнут, и не проявится хоть и не очень ров-ный, но уже округлый контур модели (Рис.6.6с). Здесь смените большой бор на меньший, №б, и продолжайте обрабатывать поверхность, пока не выйдете на заданные размеры. Снова смените бор, усеченный конусный бор №4 с насечкой, и работайте, пока не останется припуск около 1 мм на заданные размеры.

Теперь вы должны вернуться к своему набору надфилей, чтобы завершить работу. Ими вы будете работать медленнее, тем самым, добива-ясь нужных размеров без опаски перешлифовать модель. У надфиля режущая поверхность шире, поэтому площадку печатки можно выровнять в несколько движений. Кроме этого, у надфиля и насечка тоньше, чем на боре, а это значит, что нужно будет меньше зашлифовывать наждачной бумагой. Когда модель отформована и оконча-тельно обработана бормашиной, последнюю до-водку почти всегда рекомендуется делать вруч-ную. После опиливания надфилем поработайте кисточкой из стекловолокна, потом шкуркой, полировальным кругом и, напоследок — кусоч-ком фетра. Выберите воск изнутри до толщины
1,5 мм, и модель кольца-печатки можно считать законченной (Рис. 6.6d). Однако если предстоит вставлять в кольцо камень, то выборку воска следует сделать позже.

Информация

О нас Информация о доставке

Обслуживание клиентов

Карта сайта

Дополнительно

Ювелирное дело

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Каталог ювелирных изделий. Ювелирная мастерская 2023
0.0301 с.