Изготовление, ремонт ювелирных изделий
Кольца  Серьги  Браслеты  Кресты и подвески  Броши  Колье  Гарнитуры
 Доставка  Услуги  Контакты  Каталоги

Ожерелья и подвески

Изо всех видов украшений реже всего надева-ют, пожалуй, ожерелья. Кольца, броши, серьги, браслеты, - все это вполне можно носить каждый день и не снимать даже ночью, если позволяет фасон и стоимость.

Ожерелье же, без сомнения, украшение вечер-нее. Если хорошенько подумать, то, собственно, все украшения, за исключением брошей, на-деваются «на голое тело». Большинство повсед-невных фасонов не предусматривают сильно от-крытых декольте — если не считать одежды для жаркой погоды, когда все стараются снять с себя максимум аксессуаров. Из всего этого следует, что ожерелья, как вещь далеко не повседневная, бывают весьма замысловатыми, прихотливыми и причудливыми и потому могут считаться самым сложным из всех видов украшений.

Подвески же, которые тоже носят на шее, на-оборот, самые простые и, после колец, самые популярные. Как и кольца, их часто носят днем и ночью, не снимая, особенно религиозные сим-волы — крестики, мангедоиды (шестиконечные иудейские звезды) и разного рода религиозные медальоны. Кроме того, подвески носят не только женщины, но и мужчины, и дети. И, если они не усыпаны рубинами или бриллиантами, то стоят недорого. Самые дешевые просто штампуются, но особо изысканные или связанные с конкретными религиозными либо совершенно новыми абстрактными мотивами делаются на заказ. И именно в таких случаях модельщик сталкивается с затруднениями, по-скольку главная функциональная задача под-вески — висеть правильно и сбалансированно, как задумал художник.

Крестики и мангедоиды, если отключиться от их религиозного содержания, представляют со-бой красивые, вполне простые, симметричные формы, которые прямо-таки сами просятся в подвески.И только когда дизайн асимметричен, модельщику приходится решать задачу, связан-ную не столько с ювелирным делом, сколько с законами физики. Например, скажем, дизайн требует ассиметричной формы, которую нельзя носить так, как этого дизайн требует. Самое простое решение — найти точку равновесия и к ней припаять переходное колечко (Рис. 8.7а). К сожалению, найти-то ее можно только методом проб и ошибок. Для этого на восковую модель наплавляется капелька воска, в ней сверлится дырочка, сквозь которую продевается булавка или скрепка, и подвеска проверяется на равно-весие. Рано или поздно нужную точку вы опре-делите. Теперь нужно подобрать петельку.

Петельки, как и прочая ювелирная фурнитура, бывают самых разных форм и размеров (Рис. 8.7b), но, независимо от формы, функция у них одна: соединять цепочку и подвеску в единое целое, не привлекая при этом внимания. В принципе, добавление петельки просто прини-мается так же, как принимаются все застежки в качестве необходимого зла, но в зависимости от ее выбора, степень непривлекательности можно снизить. Если только петелька не составляет часть дизайна, добавление колечка и петельки — простое решения балансирования подвески. Настоящая трудность для модельщика как раз и заключается в таких цельных изделиях (Рис. 8.7с).

Если ваша модель ограничивается отливкой в серебре, можете считать, что вам повезло: про-блем с балансировкой будет куда меньше. Вы-бирая воск изнутри изделия, просто определите, каким деталям подвески нужен дополнительный вес, чтобы сохранять правильное равновесие, и оставьте в этих деталях больше воска, чем в остальных. Роль стоимость металла здесь незна-чительна. Она важна только при отливке изделия в золоте, где проверяется добросовестность ма-стера.

Чтобы избежать споров с дизайнером, я на-шел, по-моему, наиболее удачный способ сба-лансировать асимметричное изделие нужно подработать ту его часть, через которую пройдет цепочка.Как правило, дизайнеры, за редким исключением, видят подвеску как барельеф, петелька и все, и рисуют только фронтальную проекцию. Однако, если через такую петельку пропустить цепочку, подвеску перекосит (Рис. 8.7 d).Поэтому задача модельщика так повернуть петельку набок, чтобы цепочка проходила через нее правильно, но при этом сохранить исходный дизайн в его фронтальной проекции. Это, может быть, и непросто, но позволяет модельщику сместить точку равновесия туда, где цепочка соприкасается с петелькой (Рис. 8.7 е).Для этого, правда, понадобится делать множество «научных тыков», накладывать воск, срезать, причем, не всегда с положительным результатом.Порой, из-делие оказывается настолько несбалансирован-ным, что его не спасти никакими ухищрениями, но чаще такой способ, все же помогает.

Итак, главная трудность при изготовлении подвески — достичь правильного равновесия.Как ни смешно, но при изготовлении ожерелья та же трудность возникает крайне редко. Ведь ожерелье, если только оно не крученое, изготовляемое, обычно, из листового металла, симметрично почти всегда. Оно должно быть, иначе при провисании оно бы скручивалось в петлю.

В отличие от браслетов-цепочек, с которыми они в явном родстве, ожерелья бывают различ-ной длины, от плотных «ошейников» в 15 дюй-мов (38 см), до театральных ниток жемчуга дли-ной в 36 дюймов (91 см). Однако средняя длина составляет 18 дюймов (46 см) — оптимальный размер, при котором центральный элемент, как правило, самый красивый, покоится прямо на грудине средней женщины, и на него «работает» весь дизайн, что делает ожерелье наиболее эф-фектным из всех украшений.

Создавая ожерелье, обдумывайте основные его компоненты: цепочку, орнамент и застежку, на которой оно держится. Вбольшинстве ожерелий, от самых немудреных, где центральная деталь «намертво» закреплена на цепочке, до самых замысловатых и изысканных, а весь орнамент концентрируется в центральной части, обычно, доходящей только до ключиц. Это считается оптимальным исключительно из экономических соображений: совершенно незачем тратить зо-лото на украшение тех мест, которых все равно не видно, особенно если у владелицы длинные волосы, и она носит ихраспущенными.Так что, ювелиру, чтобы украшение лежало ровно, сле-дует воспользоваться одним из бесчисленных вариантов цепочек и замочков, а модельщику, как водится, предстоит решить задачу по физике, только на этот раз связанную с законом гравитации.

Ожерелье по самой своей природе вещь под-вижная. Центральная часть, как правило, состоит из пяти деталей, реже — из трех. Если эти детали не скреплены друг с другом, то для этого к ним добавляются еще четыре, плюс еще две — для соединения всего украшения с цепочкой. Именно такое построение и позволяет ожерелью двигаться по шее, «играть», жить, что составляет немалую часть его красоты — при условии, что оно само же и будет возвращаться на «исходные позиции», не перекручиваясь и не демонстрируя своей тыльной стороны. Задача осложняется еще и тем, что цепочка движется свободнее, чем само украшение, тем самым, увеличивая вероятность перекручивания. Ну и, понятное дело, цель мо-дельщика этого перекручивания избежать. А для этого давайте-ка сначала сравним самый простой браслет и ожерелье, типа мониста.

Браслет должен лежать на запястье.И все.Оже- релье должно не просто лежать, а ниспадать.По- этому и детали этихдвухукрашений соединяются по-разному. Чтобы браслет лежал хорошо, каж-дый его сегмент крепится к соседнему за две точ-ки. Сегменты же ожерелья, чтобы оно правильно двигалось, играло, должны соединяться только в одной точке, а, чтобы оно еще и ниспадало, точка эта должна находиться много выше вооб-ражаемой центральной линии каждого сегмента (Рис.8.8Ь), благодаря чему основной вес оказы-вается ниже центра и, в соответствии с законом гравитации, тянет ожерелье вниз, помогая ему лежать так, как нужно. Это — главный принцип, который необходимо соблюдать, независимо от того, как именно соединено ожерелье.
Для дальнейшего сравнения давайте вернемся к браслету-цепочке. В нем звенья ориентированы по прямой, чтобы браслет лежал на запястье плоско.Звенья плотно скреплены друг с другом, во избежание любого случайного движения.

Те же самые звенья, соединяемые в ожерелье, ни под каким видом не должны образовывать пря-мую. Разложенное на плоской поверхности, оже-релье имеет вид овала (Рис. 8.8с). А, поскольку, в отличие от браслета, нам нужно, чтоб ожерелье как раз постоянно двигалось, то и соединять звенья нужно совершенно по-другому: не жест-ко, а с достаточной свободой движения, хода, «игры». И это еще не все различия. Задачка на закон гравитации еще не решена. Либо нужно выборочно убирать воск изнутри модели, либо, сместив угол крепления звеньев, так перерас-пределить вес каждого звена, чтобы низ его был тяжелее верха. Если же звенья еще и нео-динаковы по размеру и уменьшаются от центра к краям, то нужен опять иной подход к креплению. Вэтом случае центральное звено может оказаться самым тяжелым и тянуть все ожерелье вниз, заставляя его образовывать вместо должного изящного овала малосимпатичную форму «У».Чтобы устранить такую вероятность, нужно уравнять вес центральных пяти звеньев либо, опять же, выборочно высверлив их, либо жестко скрепив центральное звено с двумя соседними.

До сих пор мы имели дело только с деко-ративной частью ожерелья, и правильно, по-скольку декор является той неотъемлемой час-тью ожерелья, которую призван делать именно модельщик, отдавая себе при этом еще и полный отчет в том, по каким механическим законам этот декор держится на положенном месте. Цепочки, как я уже говорил, бывают самых разнообразных плетений и размеров, но в основе всех лежат четыре основных типа: якорная цепь, панцирная цепь, «змея» и кордовая цепь (Рис.8.8е).Обычно, ювелиру заказывают определенную цепочку, но если вопрос не упирается в эстетику, то выбор должен быть основан на том, насколько цепочка способна «играть» сама по себе.Чем больше игры, тем больше вероятности, что ожерелье будет перекручиваться. Поэтому якорного плетения и, в меньшей степени, панцирного лучше избегать: в них заложено слишком много свободы движения. Меньше играют и, соответственно, больше подходят «змейка» и кордовая цепь. Причем, на мой вкус, кордовая цепь, сама, отличаясь достаточно строгим и законченным дизайном, вряд ли сможет гармонировать с чем-то еще. А вот «змейка», с ее текучими, струящимися линиями, плавно вольется в любой дизайн.

Теперь осталось только определиться с застежкой. Поскольку «змейка» имеет либо круглое, либо овальное поперечное сечение, логичнее всего будет установить штыковой замок, чтобы не разрывать плавность линии даже сзади (Рис. 8.8d). Однако, раз до сих пор мы всячески старались противодействовать силе гравитации, так почему бы нам теперь не призвать ее на помощь и не предпочесть единственную из застежек, специально предназначенную для ожерелий: застежку на костыль (Рис. 8.8а). В отличие от всех прочих эта застежка не требует особой ловкости рук — удачная вещь в сочетании с тем, что она будет спрятана за шеей владелицы — простое со-единений двух деталей. Остальное доделает сила

Информация

О нас Информация о доставке

Обслуживание клиентов

Карта сайта

Дополнительно

Ювелирное дело

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Каталог ювелирных изделий. Ювелирная мастерская 2023
0.0411 с.