Изготовление, ремонт ювелирных изделий
Кольца  Серьги  Браслеты  Кресты и подвески  Броши  Колье  Гарнитуры
 Доставка  Услуги  Контакты  Каталоги

Инструменты для резьбы

У каждого модельщика по воску есть своя из-любленная техника работы по воску. И каждый модельщик предпочитает одни - излюбленные - инструменты для выполнения работ. Некоторые предпочитают ножи, другие - напильники и надфили, третьи работают исключительно бормашиной.
Выбор инструмента зависит, в немалой степе-ни, от того, какую именно работу вы собираетесь выполнять, а она, в свою очередь, диктует тип воска, поскольку разные воски обрабатываются разными инструментами. Например, для очень сложной, замысловатой резьбы воск требуется настолько твердый и хрупкий, что под ножом в самый неожиданный момент может расколоться или расщепиться. Поэтому не торопитесь закупать инструменты, пока точно не определитесь, какого рода изделия вы намерены изготавливать.

Ножи


Ножи - инструмент самый легкодоступный и, пожалуй, по большому счету, наиболее часто применяемый. В продаже имеются самые раз-нообразные ножи, но для высокоточной работы модельщика подходит далеко не каждый. Ведь резьба по воску - совсем не то, что резьба по дереву. Идеально для этой цели подходит стандартный ювелирный нож X-Acto с алюминиевой рукояткой диаметром 5/16 дюйма (8 мм). Он легок, прочен и продается в комплекте со сменными лезвиями самой разнообразной формы (Рис.2.5а). Я, например, чаще всего пользуюсь стандартными лезвиями №11. Купить такой нож можно где угодно: от специальных магазинах для художников до простых канцелярских лавочек. Стоит он меньше 5$, а вместе с набором запасных лезвий на несколько лет работы - меньше 7,5$.

Для большинства работ, однако, угол заточки ножа X-Acto №11 слишком острый: небольшой трафаретный нож X-Acto, снабженный алюми-ниевой ручкой и набором сменных лезвий №4, заточен под углом в 45° (Рис. 2.5Ь), что хорошо подходит для выскабливания и выглаживания поверхностей. X-Acto также выпускает ряд но-жей, которые используют художники, создаю-щие макеты рекламы. Эти ножи очень маленькие, и поэтому их можно с легкостью применять для проработки тонких деталей в воске. Однако некоторые из них весьма дороги. Если подобрать к сменным лезвиям импровизированную ручку, то само лезвие станет ценным приобретением.

Хорошей ручкой, и не только к ножам, но и к разного рода скребкам и даже борам, может служить механический (цанговый) чертежный карандаш. Лучше всего годятся марки Eagle, Caran d'ache и некоторые другие, предназна-ченные для 2-миллиметрового грифеля. Просто слегка обточите пластмассовую манжетку лез-вия, вставьте его в цангу карандаша и вы полу-чите хорошо сбалансированный прецизионный инструмент (Рис. 2.5с).
На рисунке представлены те три ножа, только которыми я пользуюсь. Надо признаться, что мне доставляет несказанное удовольствие одним щелчком пружинки выкидывать затупившееся лезвие. Впрочем, некоторые модельщики позволяют себе покупать очень дорогие, высококачественные лезвия и годами пользуются ими. Преимущество в том, что лезвие можно заточить под конкретную работу. Всего несколько движений лезвием по точильному камню «Арканзас» — и оно, благодаря качеству стали, становится даже острее, чем при машинной заточке. Легкое же «вихляние», характерное для лезвия, закрепленного в патрон карандаша, здесь исключено, поскольку лезвие намертво прикреплено к рукоятке ножа.

Такие ножи требуют внимания и аккуратного обращения. Если вы намерены приобрести набор хороших режущих инструментов, будьте готовы к тому, чтобы затачивать их всякий раз, как они затупятся. Несмотря не некую мистическую ауру, окружающую процедуру затачивания ножей, она очень проста. Нужны лишь хороший точильный камень, несколько капель масла да твердая рука. Главная роль отводится точильному камню. Инструменты у вас миниа-тюрные: крохотная засечка, ничего не значащая для 6-дюймового (15 см) охотничьего ножа, для вашего крошечного лезвия может оказаться настоящей катастрофой. Лучше всего для этих целей подходит точильный камень «Арканзас», который можно приобрести в магазинах, торгующих ювелирным оборудованием. Брусок стандартного размера — приятная роскошь, но подойдет и просто тонкая пластина точильного камня, вложенная в деревянную коробочку, или просто зацементированная в глине, чтобы придать жесткости при использовании. Приемлемы и прочие типы точильных камней: Arkeram, сделанный из спеченного порошка арканзасского камня, и пропитанный маслом камень India.

Капните на поверхность бруска несколько капель масла, чтобы лезвие шло по нему гладко, без рывков, и приступайте. Держите нож твердой рукой, плотно прижимая к бруску всю режущую кромку (Рис. 2.6а). Делайте по камню круговые движения или вперед-назад по прямой. Начинающим второй способ кажется легче, однако движениям вперед свойственна некоторая «рваность»: движение нужно начать, закончить и снова начать, стараясь все так же плотно прижимать лезвие к камню, а это не так-то просто, и заточка может оказаться неровной. Я рекомендую потренироваться на каком-нибудь менее точном инструменте в круговых движениях, которые позволяют прижимать лезвие более плотно и постоянно.

Стараясь не менять угол заточки, сделайте одной стороной ножа с десяток круговых движений, затем переверните и под тем же углом повторите операцию.

Проверить результат можно, взглянув на кромку лезвия: если вы ее видите, значит, процесс следует продолжать. Еще проверка: медленно и осторожно проведите заточенным лезвием по ногтю. Должна появиться тоненькая стружка, вроде той, что завивается, когда дерево стругают рубанком (Рис. 2.6Ь). Если нож скользит — вернитесь к бруску. Под сильной лупой можно увидеть, что от бруска на режущей кромке образовался крохотный заусенец, из-за которого ваше лезвие при работе будет «цеплять» и оставлять на воске мельчайшие царапины. Удалить заусенец несложно: нужно только несколько раз туда-сюда провести лез-вием по туго натянутому кожаному ремешку или отполировать его наждачной бумагой 3/0 или 4/0. Поможет даже, если вы просто потрете лезвием о твердое дерево финагеля (Рис. 2.6с). Любой, кто может резать воск, может и заточить свой нож. Просто работайте тщательно и получите хороший результат.

Найти подходящие ножи — не проблема. В продажу поступает разнообразнейший ювелир-ный инструмент, специально предназначенный для резьбы по воску (Рис.2.7).Влюбом магазине для художников вам предложат широкий выбор маленьких ножичков для резьбы по трафарету, прекрасно подходящих для вырезания тонких деталей в воске. Разнообразные режущие инструменты есть и в инструментальных магазинах. В зависимости от широты поступающего ассортимента, там нередко можно приобрести наборы миниатюрных стамесок, резцов и инструментов для резьбы по дереву. Однако я не рекомендую вам покупать гравировальный инструмент с круглыми ручками во всю ладонь, он способствует максимальному нажиму и предназначен для го-раздо более плотного материала, нежели воск. Для воска же, поскольку он режется куда легче, такого усилия не требуется, а, значит, и такая большая ручка не только не нужна, но и неудоб-на своей громоздкостью при мелких работах. Достаточно удлиненных ручек, причем, чем тоньше, тем лучше.
Ремесленные лавки, магазины для моделистов, все они торгую инструментами конечно, специально не предназначенными для резьбы по воску, но легко приспосабливаемыми к нужным целям: ножи, гравировальные инструменты для офортов и гравюр на дереве и линолеуме, лезвия, миниатюрные инструменты для резьбы или вытачивания моделей из бальсового или иного твердого дерева — возможности безграничны. А если включить сюда компании, поставляющие инструмент для научных исследований с инстру-ментами для препарирования, да еще приплю-суйте сюда магазины медицинской техники с их разнообразием хирургического и стоматологиче-ского инструментария.

Кстати, о стоматологическом инструментарии стоит сказать пару слов отдельно — ведь туда входят и различные ножи, и резцы, и шпатели всех

Из прочих напильников для нас представляют интерес только маленькие надфили — рифели, а также игольчатые и укороченные надфили. Все эти надфили выпускаются самой разной длины, формы и насечки. Они предназначены для работ по металлу, в частности, для ремонта часов, и нуждаются в доработке. Большинство надфилей имеют насечку 6 или даже 8, а полный диапазон - от самой грубой насечки 00 до самой тонкой 8. И ни одна из этого диапазона не годится впрямую для модельщика. Грубый надфиль оставляет глубокие царапины, а тонкий моментально за-бивается. Впрочем, если вдруг деваться вам будет некуда, и придется «взять грех на душу» и воспользоваться именно такими, лучше «согрешите» в сторону большей грубости, поскольку даже средняя насечка 4 слишком тонка для любых работ, кроме, пожалуй, самой финишной обработки — легких прикосновений к изделию. Да и то, старайтесь брать надфиль с насечкой 4 только в том крайнем случае, когда до нужного места никак не добраться ни ножом, ни полировальной пастой, например, до внутренней поверхности крохотных отверстий, окончательно отделать которую можно лишь круглым или полукруглым игольчатым надфилем. Практика показывает, что лучше всего для этой цели брать надфиль с насечкой 2, реже — 3. Они достаточно грубы, чтобы, не особенно забиваясь, быстро обработать материал, и в то же время достаточно тонки, чтобы придать поверхности сносную гладкость.

Наибольшей популярностью среди надфилей пользуются игольчатый и укороченный надфили. Различие между ними невелико.Укороченные надфили выпускаются с квадратными ручками, которые удобнее и крепче держатся в руке, не-жели игольчатые, у которых ручка, обычно, рифленая круглая (Рис. 2.10а). Различаются они и по соотношению режущей поверхности с ручкой. У укороченных надфилей лезвие той же длины, что и ручка или даже короче, что облегчает работу в труднодоступных местах. У игольчатых лезвие длиннее ручки, и они бывают различной длины, от 4 до 7 дюймов (10 — 18 см). Укороченные же надфили выпускаются с лезвием одной длины, 5 дюймов (12,7 см).

Выбирая между этими двумя типами надфи-лей, вам следует определить, насколько велико и замысловато изделие.Чем оно больше (а в нашем деле 3 дюйма (7,6 см) — уже много) и проще, тем предпочтительнее для вас игольчатый над-филь. Чем мельче и замысловатее — тем скорее вам следует браться за укороченный. Ассорти-мент и тех и других огромен, если, конечно, вы можете себе это позволить. Одного только я бы вам не рекомендовал — покупать уже укомплек-тованные, готовые наборы, хотя они продаются в удобной сумочке. От такого набора нельзя ожидать разнообразия длины, насечки, профиля. Скорее всего, вы получите один или два надфиля, которыми можно было бы с успехом отвернуть деталь — другую в наручных часах, но для вас набор окажется совершенно бесполезным.Так что, прежде чем покупать, тщательно взвесьте конечную полезность инструмента.
Хотя грубость насечки и длина режущей поверхности играют немаловажную роль, главная характеристика надфиля — форма. Ни один надфиль не бывает универсальным, поэтому эти инструменты имеют, как минимум, дюжину различных форм. Впрочем, выбор наиболее полезных в работе надфилей, не такая сложная задача, как может показаться на первый взгляд. Многие надфили являются просто разновидностью базовой формы. Например, такие экзотические названия, как «шиповый», «убегающий», «маятниковый», обозначают просто менее распространенные варианты все того же баретного надфиля, единственного полезного инструмента, который вы можете ку-пить.

Баретный надфиль (Рис. 2.10Ь) имеет упло-щенную треугольную форму и только одну режущую поверхность. Он, пожалуй, один из немногих, что используют не все плоскости в работе, но именно это и делает его очень полезным. Им можно обрабатывать самые тонкие детали, самые узкие места, не опасаясь ненароком повредить что-то рядом. Его легко, гораздо легче, остальных, направить в нужную точку.Его более грубые и длинные разновидности идеальны как для грубой обработки внешних контуров, так и для проработки внутренних деталей.

Однако для обработки вогнутых поверхностей и округлых углублений изнутри баретный над-филь не годится. Для этой цели подходит, ско-рее, полукруглый (Рис. 2. Юс), работающий как плоской, так и круглой стороной. Использовать его можно и для грубого, и для более тонкого опиливания, и, хотя направляется он не с такой легкостью, как баретный, все же функционально он куда более гибок. В общем, если вам по каким-то причинам придется ограничиться лишь одним надфилем, то выбор должен пасть именно на полукруглый.

Честно говоря, большую часть своей работы модельщик может с успехом выполнить этими двумя надфилями — баретным и полукруглым. Но существует и ряд особых надфилей, которые особенно полезны для выполнения специальных операций. И к таким относится, в первую очередь, пожалуй, ножевидный (Рис.2.10d), ко-торым лично я пользуюсь чаще всего. В разрезе он имеет форму остроугольного треугольника, острый угол которого и есть режущая кромка. Впрочем, кромкой-то как раз работают меньше всего, а опиливают, в основном, сторонами треугольника — режущими поверхностями. Главное действие надфиля в том, чтобы резать и расширять, а это как раз выполняют стороны треугольника. Применяют этот надфиль, как правило, для уточнения внутренних поверхно-стей мелких деталей, а потому лучше, если он будет маленьким.

Еще одним инструментом, используемым почти исключительно для внутренней отделки, является круглый надфиль (Рис.2.10е), чья зада-ча — увеличивать и выравнивать круглые отвер-стия. Вотличие от скульпторов-миниатюристов, для модельщиков, которые работают в массовом производстве и которым приходится часто иметь дело с кольцами и обрабатывать разноо-бразные касты (и глухие, и с крапанами), этот надфиль — основа основ.Для того же типа высо-коточных геометрических работ служит и трех-гранный или треугольный надфиль (PHc.2.10f), который особенно хорош для насекания линий на поверхности изделия.

И последние два надфиля, используемые модельщиком: плоский остроносый и пазовый (Рис. 2.10g и h). Три надфиля — плоский остроносый, опорный и плоский тупоносый

имеют схожий профиль и служат схожим целям: обработке совершенно плоских или имеющих квадратную форму участков восковой модели.У плоского остроносого надфиля лезвие сужается к концу, что дает возможность варьировать ширину рабочей поверхности (немалое преимущество для модельщика, которому при-ходится иметь дело с мелкими деталями).У двух других надфилей лезвие ровное по всей длине. Опорный отличается от своих собратьев тем, что не имеет насечки с торцов. Его «сотоварищ» же, пазовый надфиль, наоборот, отличается наличием насечки только с торцов, между которыми — гладкое полотно. Он предназначен для единственной цели — продольной разрезки, но весьма выручает тех модельщиков, что ра-ботают в массовом производстве и занимаются изготовлением одинаковых галерей и ажурных деталей.

Вот, пожалуй, и весь перечень тех напильников и надфилей, которые могут вам понадобиться, если вы решите пользоваться, в основном, ими, а не ножами или бормашиной. Однако, как вы сами понимаете, выбор типа инструмента зависит вовсе не от настроения или характера модельщика, а диктуется типом предстоящих ему работ. Миниатюрную статуэтку с большим количеством изгибов гораздо легче резать ножами или борма- шиной.Когда изделие состоит из нескольких отливок, которые необходимо весьма точно скрепить друг с другом, или дизайн сугубо геометрический, что характерно для современных ювелирных изделий, то вполне естественно отдать предпочтение надфилям. Ведь одно движение надфиля сгладит поверхность куда быстрее и ровнее, чем много-часовое выскабливание ножом.

Впрочем, существуют надфили, специально разработанные для «свободных», а не просто геометрических форм, легко подчиняющихся стандартным игольчатым и укороченным. Это — рифели (Рис. 2.10i), которых тоже великое множество, и каждый предназначен именно для конкретного типа труднодоступных мест. Прав-да, они, как мне кажется, среднему модельщику просто не по карману. К тому же инструменты экзотической формы никогда не совпадают с требуемым профилем: свернутая трубочкой наж-дачная бумага выполнит работу лучше.

Итак, базовый комплект надфилей должен включать в себя:

7-дюймовый (18 см) баретный с насечкой 2;
7-дюймовый (18 см) полукруглый с насечкой 2;
6-дюймовый (15 см) трехгранный с насечкой 2;
5-дюймовый (12,7 см) баретный укороченный с насечкой 3;
5-дюймовый (12,7 см) ножевидный укороченный с насечкой 3;
5-дюймовый (12,7 см) круглый укороченный с насечкой 4.

Естественно, описанный комплект — не догма, его можно расширить, дополнив надфилями с иными формами, длинами и насечками. Можно и сократить, убрав два самых длинных игольчатых надфиля. Покупайте самые лучшие надфили, какие только вам по карману, обычно — швейцарского или французского производства. Если вы будете работать ими только по воску, то вам их хватит на всю жизнь. Средняя стоимость хорошего надфиля 10-12$. Никогда не пользуйтесь своими надфилями для зачистки металлических поверхностей: режущие поверх-ности затупятся, вам придется прилагать куда больше усилий, чтобы обработать материал, и вы не сможете так хорошо, как прежде, управ-лять инструментом. Никогда не пользуйтесь над-филями ни для чего иного, кроме опиливания: ни как чертилкой, чтобы проводить линии на воске, ни как шпателем, чтобы добавить воска в модель, ни как рычагом, пытаясь разделить склеившиеся детали.У надфиля нет пружинящих свойств, и он не предназначен для подобных действий. Если его нагрузить на изгиб, хоть са-мую малость, кончик обломится.

Относитесь к своим инструментам бережно.

Не швыряйте их в ящик в конце дня: они гораздо сильнее портятся от трения и ударов друг о друга, чем от работы по воску. Если у вас умелые руки — а у модельщика так и должно быть — сделайте стойку под свои надфили.Лично я сделал для себя такую из старого деревянного сигарного ящичка. Выпилил два одинаковых яруса, скрепив ихшпонками (Рис.2.11); просверлил отверстия точно одно против другого — в верхнем ярусе насквозь, в нижнем наполовину. Втакой стойке каждый стоит на своем месте и не только защищены от соприкосновения, но и хорошо видны, и вам уже не придется перетряхивать весь ящик в поисках нужного инструмента. Впрочем, если такой вариант кажется вам слож-ным, купите или сделайте маленькую кожаную или пластиковую сумочку с кармашками. Или, в крайнем случае, хотя бы заворачивайте надфили в ткань, каждый отдельно друг от друга и от прочих инструментов. Не бросайте их небрежно на краю верстака: одного падения хватает, чтобы кончик обломился. Это — инструменты, и весьма недешевые. Будете о них заботиться, тог-да и они прослужат вам долго.

Информация

О нас Информация о доставке

Обслуживание клиентов

Карта сайта

Дополнительно

Ювелирное дело

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Каталог ювелирных изделий. Ювелирная мастерская 2023
0.0225 с.