Изготовление, ремонт ювелирных изделий
Кольца  Серьги  Браслеты  Кресты и подвески  Броши  Колье  Гарнитуры
 Доставка  Услуги  Контакты  Каталоги

Императорские пасхальные яйца

На Страстной неделе в магазине на Большой Морской, 24 было чрезвычайно многолюдно. Аристократы спешили с покупкой пасхальных подарков, выбирая украшения в форме яиц: кулоны, серьги, броши и просто j0: пасхальные яички, которые можно было подвесить к иконам или носить на тесемке. Все с любопытством рассматривали очередные пасхальные яйца, сделанные для императора, и горячо обсуждали новинки. Так как придумать что-то новое каждый год становилось все труднее, Карл Густавович уже начинал нервничать, слыша сто раз на дню один и тот же вопрос: «Не изготовили ли вы какую-нибудь новинку в виде пасхальных' яиц?» «В этом году мы сделаем квадратные яйца!» — раздраженно ответил он одной из любопытных дам.

Перед самой Пасхой дама опять приехала в магазин и попросила продать ей яйца такой необычной формы. Служащие с трудом сдер-живали смех, а Фаберже с серь-езным видом объяснял не очень сообразительной покупательнице, что хотя он очень старался изготовить такое изделие, но это не удалось. Почему-то квадратные яички больше походили на табакер-ки, чем на пасхальный символ...

не меньшим нетерпением ждала пасхального сюр-приза от Фаберже и семья императора.
Заказывая сувенир, император высказывал свои пожелания и хо-тел узнать, каким будет подарок. Но на вопрос царя о теме следую-щего яйца, Карл Фаберже обычно отвечал: «Ваше Величество будут довольны». Эта традиция сохранилась и после смерти Александра III, при Николае И, который заказывал уже два пасхальных сюрприза — для супруги и матери. Яйцо доставлялось во дворец ранним пасхальным утром и было сюрпризом для всей царской семьи.

Первое пасхальное яй-цо, которое Александр III в 1885 году подарил супруге, сделал мастер Михаил Перхин. Его мастерской были поручены и все последующие заказы на пас-хальные яйца. После смерти Михаила Евлампиевича в 1903 году ответственным за императорский заказ стал Генрих Вигстрем. Именно его видел искусный мастер на своем месте, зная, что Вигстрему по силам удержать на должной высоте планку мастерства.
Нельзя было не восхищаться этими шедеврами изящества, мастерства и изобретательнос-ти. Обсуждая проект нового изделия, мастера использовали все технические и художественные достижения времени, стараясь запечатлеть этапы русской истории. I «Вы гений, вы несрав-ненный гений нашего вре-мени!» — обращаясь к Фаберже, восхищалась очередным сюрпризом Мария Федоровна.

Самым любимым из пасхальных подарков Марии Федоровны было яйцо с моделью Гатчинского дворца. Модель любимой резиденции супруги Александра III сделана из цветного золота, со всеми архитектурными подробностями, с памятником Павлу I перед фасадом. Именно этот сувенир взяла она с собой, покидая Россию после отречения ее сына, Николая II, от престола.

В 1891 году Марии Федоровне было преподне-сено яйцо «Память «Азова».

Это было длительное морское путешествие цесаревича Николая. Будущий император знакомился с будущими владениями, путешес-твуя на крейсере балтийского флота «Память «Азова». Яйцо было сделано из гелиотропа — зеленого камня с красными вкраплениями, похожими на капельки крови. Возможно, Фаберже, выбирая этот камень, предчувствовал опасность, кото-рая грозила будущему импе-ратору. В Японии на Николая Александровича было совершено покушение, чудом он остался жив.

Внутри яйца на голубом аквамарине стояла модель крейсера из золота и плати-ны. Резная надпись «Азов»,

тончайшие полотнища парусов, миниатюрный капитанский мостик, даже крошечный руль — все было выполнено до мельчайших подробностей. «Коронационное яйцо», сделан-ное к годовщине коронации Николая II, Михаил Перхин украсил золотистой эмалью с рисунком в виде солнечных лучей и решеткой из лавровых листьев. Механик Георг Стайн 15 месяцев работал над сюрпризом — точной копией кареты Алек-сандры Федоровны. Двери кареты открывались, механически выдвигались ступеньки, колеса из платины легко поворачивались. В окнах — горные хрусталики, на крыше — шесть двуглавых орлов и корона, а внутри кареты — маленькое яйцо.

С начала XX века сюрпризы внутри яиц стали заводными. Мастера разрабатывали сложные механизмы месяцами. Одна из самых интересных работ Михаила Перхина была посвящена строительству Транссибирской железной дороги. На серебряном яйце выгравирована карта России с дорогой от Петербурга до Владивостока и надписью «Великий Сибирский железный путь в 1900 году».

Сюрприз внутри яйца — складывающаяся точная модель первого сибирского поезда. Платиновый парово-зик с алмазными фарами и фонарем из рубина тянул пять золотых вагончиков с окнами из хрусталя. На вагонах миниатюрные надпи-си: «прямое сибирское сообщение», «для дам», «для курящих», «для некурящих», «церковь». Золотым ключи-ком можно было завести игрушку. Это яйцо демонс-трировалось на Всемирной выставке в Париже и вызвало всеобщее восхищение.

В 1910 году пасхальным сюрпризом стало яйцо с моделью памятника Александру III работы скульптора Павла (Паоло) Петровича Трубецкого. Памятник сделан иззолота, а яйцо — из горного хрусталя. Верх яйца покрывала платиновая сеточка с алмазами.

Целый семейный альбом из мини-атюр художника Василия Зуева украшал яйцо 1911 года, посвя-щенное 15-й го-довщине корона-ции Николая И. Изображения семьи и важных исторических со-бытий последних
Яйцо «Ландыши»

15-ти лет были сделаны по слоновой кости. Само яйцо было из эмали, бриллиантов и горного хрусталя. В год празднования 300-летия Дома Романовых — 1913-й — пасхальное яйцо, ко-нечно, тоже посвящалось этой теме. Белая эмаль «скорлупы» юбилейного яйца была покрыта ажурным рисунком из царских венцов, корон и двуглавых орлов. На 18-ти миниатюрах изобража-лись представители династии. Из камневидного стекла — пурпурина, секрет изготовления которого теперь утерян, сделан поддон в виде щита с гербом. Внутри яйца мастер Вигстрем укрепил вращающийся глобус с накладным изображением северного полушария, на котором были обозначены границы Российского государства 1613 года и границы 1913 года.

Для Марии Федо-ровны в этом же году Фаберже сде-лал пасхальное яй-цо «Зимнее». Яйцо из горного хрусталя с великолепной, как морозные узоры, гравировкой, укра-шенное бриллианта-ми, скрывало внутри ажурную платиновую корзинку, полную подснежников из бе-лого кварца.
Сдержанным, без драгоценных камней, было яйцо 1916 года. Генрих Вигстрем отразил непростое военное время — шла Первая мировая война. Подставка под яйцо сделана в виде четырех снарядов. Сюрприз — мольберт в виде вензеля Александры Федоровны, на котором закреплена миниатюра, изобра-жающая Николая II с сыном Алексеем на позиции русских войск. Золотая рамка миниатюры украшена черно-оранжевой лентой и белым эмалевым крестом ордена святого Георгия, которым был награжден император.

Самым элегантным в серии пас-хальных подарков считается яйцо «Мозаика». Словно вышит разноцветными шелками античный узор из тончайшей платиновой сетки, сапфиров, рубинов, топазов и зеленых гранатов. На золотой пластине, залитой эмалью розового цвета, — портреты детей в профиль.
В 1906 году Фаберже сделал часы-яйцо «Лебедь»: заводной серебряный лебедь плавал по подставке из аквамарина. В 1908 — «Павлин». Механик-самоучка Дорофеев три года «учил» крошечного павлина передви-гаться и раскрывать хвост. Почти одно-временно были выпу-щены «Апельсиновое дерево», «Сосновая шишка», «Петушок». В «Сосновой шишке» был спрятан заводной серебряный слоник. В часах «Петушок» во время боя открывалась ажурная крышечка, вверх поднимался петушок, хлопал крыльями и пел. Крылья у птички были сделаны из натуральных перьев.

За тридцать лет Карл Фаберже изготовил для императорского двора более 50-ти яиц — для супруги и матери императора, для родственников императора в Англии, Дании и в других странах. Царские особы высоко ценили эти сувениры, передавали их по наследству, считали талисманами и обе
регами. Пасхальное яйцо от Фаберже было самым изысканным и дорогим подарком, который могли позволить себе далеко не все состоятельные
и знатные люди. Всего один сувенир Фаберже специально изготовил для княгини Юсуповой, одно яйцо — для герцогини Мальборо, одно — для племянника Альфреда Нобеля. И около десяти было заказало но для купчихи Варвары Базановой, в замужестве Кельх, одной из самых богатых женщин России, владелицы зо-лотых приисков, железных дорог и пароходств.

Кроме императорского двора и частных лиц, большие и интересные заказы поступали от гвардейских полков. Но военных интересовали не хрупкие сюрпризы, а внушительные подарки: братины, чарки, вазы, канделябры, бра, скульптурные группы.

Через Кабинет Его Величества, во главе ко-торого стояли военные или штатские генералы, поступали заказы на подарки для высокопоставленных чинов, выдающихся гостей. Правда, иногда управляющие Кабинетом, заказав у Фаберже дорогую вещь, передавали ее модель другим фирмам, которые выполняли дубликаты за меньшую цену, чем фирма Фаберже. Это была веская причина длятого, чтобы Фаберже прекратил брать заказы через Кабинет Его Величества. И хотя заказов стало меньше, освободились мастера и появилось время для того, чтобы выполнять более интересные проекты для частных лиц и за границ

Варвара Кельх еще до революции уехала из России в Париж и вывезла все заказанные у Фаберже вещи.

Информация

О нас Информация о доставке

Обслуживание клиентов

Карта сайта

Дополнительно

Ювелирное дело

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Каталог ювелирных изделий. Ювелирная мастерская 2023
0.0342 с.