Изготовление, ремонт ювелирных изделий
Кольца  Серьги  Браслеты  Кресты и подвески  Броши  Колье  Гарнитуры
 Доставка  Услуги  Контакты  Каталоги

Выпуклое кольцо с витым узором

Инструменты и материалы
Заготовка для колец (с плоской стороной) из зеленого воска
Ювелирный лобзик со спиральной пилкой 8-дюймовый напильник для воска (20 см)
Полукруглый игольчатый надфиль с насечкой №4
Кольцемер Шабер с канавками
Белила Pro-White
Кисть
Карандаш Venus ЗН
Циркуль
Нож X-Acto № 4
Чертилка
Трехгранный укороченный надфиль с насечкой №3
Щетка из стекловолокна Несколько листов наждачной бумаги 2/0, 6/0
Полудюймовый (12,7 мм) заостренный фетровый диск (твердый)
Кусочек фетра
Бормашина
Круглые боры № 20, 10, 4, 1, 0
Толщиномер
Зеркало

Из всех ювелирных изделий труднее всего, пожалуй, сделать хорошее кольцо. Прочие украшения — подвески, ожерелья, броши, даже браслеты — сидят свободно, поэтому какие-то незначительные выемки или выпуклости до-пустимы, кольцо же должно плотно облегать палец, минимальное отклонение от основной окружности сделает его неносибельным, таким образом, бесполезным как ювелирное укра-шение. Поэтому первостепенными являются функциональные соображения, эстетике поду-маем позже.

Определите ширину кольца в самом широком месте, нанесите этот размер (примерно 2,5см) на трубку и отпилите заготовку (Рис. 6. lb). Лучше всего — ювелирным лобзиком со спиральной пилкой, постепенно распиливая по периметру, а не сразу насквозь. Тогда вы можете быть уверены, что отпилите ровно, без перекосов на заготовке и оставшейся части трубки. Если вы предпочитаете использовать прямую пилку или Dozuki, только будьте осторожны, отпиливайте заготовку плоской стороной вниз и не нажимайте сильно, иначе и пилка может ненароком пойти на перекос, и от шинки могут отлететь осколки. Помните, что зеленый воск, в отличие от синего и фиолетового, очень хрупок и при неосторожном обращении может по-трескаться.

Определение размеров кольца


Определиться с размером кольца необходимо до начала работ над дизайном. Для начала, как всегда, чтобы определиться с фактором усадки, решите, будет ли ваше изделие в единственном экземпляре или пойдет на поток. Если ваше кольцо предполагается для единственного за-казчика, просто сделайте восковку на четверть размера меньше; тогда вы сможете в металле отполировать внутреннюю поверхность шинки и добиться нужного размера. Для колец же, предназначенных на поток, модельщики обычно делают восковку на «средний» размер: 6 1/2 (17 мм) для женщин и 9 1/2 (19,4 мм) — для мужчин. Однако чтобы отлитое изделие вышло на нужный размер, модельщик должен учесть не только «прирост» в размере вследствие по-лировки, но и усадку вследствие усадки. Вообще же, модели колец для массового производства изготовляются на три четверти размера (0,6 мм) больше стандартного: 7 (17,3 мм) для женщин и 10 1/2 (20,2 мм) — для мужчин. Для начала вам понадобится измерительный инструмент чтобы определять размер колец.

Стандартный инструмент, используемый для этой цели, - кольцемер (см. Главу 7). Кольцемеры бывают нескольких типов: сплошной стальной ригель, которым ювелиры пользуются для увеличения диаметра на один размер (0,8 мм); пластмассо-вый ригель, применяемый только для измерения колец; и полый стальной ригель, который я и рекомендовал бы вам для ваших целей. Он легкий, относительно недорогой и точный — по нему можно определять размер прямо на воско-вке, что затруднительно с тяжелым сплошным ригелем и совершенно невозможно с пластмас-совым. (Между прочим, в некоторых верстаках имеются отверстия специально предназначенных для ригелей и кольцемеров: очень славное удобство, позволяющее вам работать с воском обеими руками).

Восковая трубка выпускается уже под палец 4-го (14,8 мм) размера, поэтому ваша задача расширить ее до 7 (17,3 мм). Выпилить идеально круглое отверстие не так просто. Для профессионала, чье время — деньги, самый простой и точный способ — купить в инструментальном магазине цилиндрическую фрезу для дерева и рассверлить ей отверстие. К сожалению, для наконечника «Фаро» этот, весьма полезный, инструмент не годится, слишком толст, понадобится наконечник №30 с кулачковым патроном. Можно, конечно, для тех же целей воспользоваться и самым крупным цилиндрическим бором из вашего набора. Времени уйдет больше, но, при достаточной осторожности, результат будет вполне успешным.

Однако мне удалось найти самый надежный способ выполнить ровную круглую внутреннюю поверхность, для этого необходимо очертить вокруг отверстия окружность диаметром на 2 мм больше .Я это проделываю, помещая одну ножку циркуля (который можно приобрести в любом магазине для художников) внутри отверстия и пользуясь внутренней окружностью как отправным пунктом, я прочерчиваю линию, отстоящую от края на один миллиметр (Рис. 6.2а). Это я делаю с обеих сторон заготовки, чтобы диаметр отверстия по всей ширине заготовки был одинаков. А затем самым большим цилиндрическим бором вырезаю отверстие до очерченной линии с двух сторон.

Проверив размер по кольцемеру, полукруглой стороной большого напильника для воска, я опиливаю отверстие, стараясь нажимать равномерно и подворачивая кольцо после каждого движения напильника. И делаю это с обеих сторон кольца. Когда шинка уменьшится примерно на половину того, что мне нужно, я беру шабер с канавками, который, в отличие от напильника, не оставляет следов, и слегка соскребаю воск примерно так, как мы чистим картошку, пока отверстие не примет нужный вид (Рис.6.2Ь). Окончательно довести можно круглым игольчатым надфилем с очень мелкой насечкой или наждачной бумагой 4/0, обернутой вокруг полудюймового (12,7 мм) болта. Одного полного оборота внутри отверстия достаточно, чтобы полностью сгладить поверхность и окончательно придать ему нужный размер.

Теперь устраиваем кольцу двойную проверку на кольцемере — и на размер, и на точность окружности отверстия. Не нажимайте кольцо, насаживая его на ригель в нужном месте, по-скольку даже этот хрупкий воск раздастся под давлением. Вы не получите точного значения и повредите шинку, если не сломаете ее. Вместо этого легко подталкивайте кольцо по ригелю, пока оно своим центром не окажется в нужном месте.

Формование шинки


Обычно прежде, чем заняться верхушкой кольца, необходимо сформовать шинку. Причи-на проста: кольцо должно быть, прежде всего, удобным в носке. Если вы начнете с верхушки, то рискуете выйти на пропорции, которые по-требуют слишком массивной, толстой шинки, а она будет давить на соседние пальцы. Когда же вы попытаетесь это исправить, то можете нарушить эстетическую гармоничность кольца. Слишком много плохой ювелирной продукции производится по типу комбинирования с вер-хушками, произвольно напаянными на шинки, не смотря на то, насколько ужасно выглядит это сочетание. Слишком часто шинка считается чисто функциональным элементом, позволяю-щим носить орнамент, но при ношении кольца ее тоже видно, поэтому ее нужно расценивать как элемент дизайна.

Для начала нужно определить толщину и ширину шинки. Если у заказчика не слишком большие костяшки пальцев, то шинка должна быть не толще 2-3 мм: тоньше всего в самом низу, постепенно расширяясь к верхушке. По-этому начинать опиливать ее нужно с самого низу, обрабатывая со всех сторон, и идти вверх, постепенно снимая все меньше воска. Оставьте запас, скажем, миллиметра в четыре со всех сторон, за исключением, разумеется, самой толстой части, предназначенной под верхушку. В идеале, верхушка не должна выходить за внешний диаметр всего кольца.Но даже на этой стадии грубого формования шинка с внешней стороны должна сводиться на конус к краю от-верстия. Если потребуется уменьшить верхуш-ку, то шинку всегда можно подшлифовать.

Разобравшись с толщиной, переходим к виду в профиль — ширине. С этого угла зрения коль-цо еще не сформовано: верх и низ параллельны друг другу. Оставив верхушку нетронутой, на-чинайте опиливать воск под углом, чтобы верх и низ стремились сойтись (Рис. 6.2с). Чтобы угол схождения был одинаков с обеих сторон, прочертите контрольную линию по всему пери-метру обратной стороны шинки. Опилите воск примерно до 4 мм с обеих сторон. На этой ста-дии обработки общая ширина кольца должна составлять 8 мм.

Формование верхушки


Только после того, как мы уделили внимание функциональной стороне шинки, можно приступать к основному аспекту модели. Прежде всего, определитесь с высотой верхушки и спилите с заготовки весь лишний воск, а по верху равномерно снимите фаску (Рис. 6.2d). Затем аккуратно скруглите фаску так, чтобы верхушка плавно переходила в шинку. Это скругление, пожалуй, наиболее важный этап: если она получится кривобокой, уплощенной или просто грубой, никакие дополнительные детали не сделают потом кольцо приемлемым для массового производства.Модельдолжна быть, практически, безупречной на любой стадии работы. Скругляя верхушку, вы больше работаете глазами, чем руками, поскольку приходится то и дело проверять его идеальность. Не пытайтесь опиливать сначала одну сторону, а потом другую. Обрабатывайте всю поверхность сразу: три опила с одной стороны, три с другой — и проверяйте.

Работайте большим напильником для воска, длинными равномерными движениями. Не скребите поверхность туда-сюда, стремясь по-скорее опилить материал. Если ваши движения будут точными и изящными, столь же точным и изящным будет и результат. Когда он вас устро-ит, то есть, когда верхушка будет ровной и сим-метричной со всех сторон, когда он будет плавно переходить в шинку, отложите большой напильник и возьмите либо кисточку из стекловолокна, либо шабер — что покажется вам удобнее. Тщательно зачистите всю поверхность кольца от всех неровностей и следов напильника (Рис.6.3а). Вы только что изготовили базовую модель выпуклого кольца, требующую только полировки и выборки воска изнутри для запуска в производство. Однако в нашем проекте мы должны выполнить выпуклое кольцо с витым узором, поэтому мы должны проделать еще один этап в его изготовлении.

Прорезка диагональных насечек по поверх-ности верхушки требует предварительной под-готовки. У хорошего эскиза совершенно опре-деленное соотношение между внешней формой изделия и количеством и качеством деталей, его украшающих. Поэтому не поддавайтесь первому побуждению взять и просто нарезать линий на равном расстоянии, не думая о том, что спереди кольцо значительно выше и шире, чем в про-филь. Значит, расстояние между насечками спе-реди должно быть шире и постепенно сходить на нет к шинке. Для глаза такое расположение очень приятно, а вот осуществить его довольно трудно.

В зависимости от того, насколько вы уверены в себе, есть несколько способов разметить на-сечки на верхушке. Можно, конечно, это сделать от руки, но, поскольку модельщик вы еще неопытный, я посоветовал бы как можно больше мер предосторожности.Чтобы не повредить, не исцарапать поверхность, сначала покройте всю верхушку белилами или иной несворачива- ющейся краской, которую можно приобрести в любом магазине для художников, а затем легко прорисуйте линии карандашом. Начинайте от центра и двигайтесь вниз по обоим краям одновременно; промежутки между насечками обозначьте точками: они должны быть шире по центру и уже - по краям. Не вылезайте за се-редину шинки: чрезмерная «фигурность» вниз по шинке приведет к тому, что кольцо будет неудобно носить.

Итак, промежутки обозначены, можно при-ступать к прорисовке насечек. Вроде бы доста-точно прочертить прямую поперек всей вер-хушки, однако, это довольно-таки неизящно. Лучше взять за основу широкую S, начинаю-щуюся от шинки, по диагонали пересекающую верхушку и уходящую на другую сторону шин-ки (Рис. 6.3b). По компоновке особых правил не существует. Начинайте с середины, затем, прорисовав одну насечку слева от центральной метки, одну — справа, определитесь со всей компоновкой, полагаясь больше на точный глаз и хороший вкус, чем на математически аб-солютную симметрию. Нанеся все линии, про-чертите их в воске и смойте краску.

Теперь трехгранным надфилем, начав опять же от центра, прорежьте каждую диагональную линию в виде V-образной канавки. Причем, постарайтесь сделать это одним - двумя плав-ными движениями, а не множеством прерыви-стых и неуверенных. Ведь от того, насколько изящны будут линии, зависит и гармоничность кольца, в целом. Канавки не должны быть очень глубокими, одного или двух легких движений по одной линии будет достаточно. Ваша задача — прорезать несколько бороздок: самую глубокую — на верху верхушки, а самую мелкую — в низу, на переходе в шинку, поэтому канавки на самом верху должны быть глубже. Вы поймете, что добились нужной глубины, если скошенные края каждой бороздки будут одинаковой ширины (Рис. 6.3с). А, добившись этого на каждой бороздке, трафаретным ножом №4 или же щеткой из стекловолокна скруглите каждую.

Теперь нужно определиться с переходом ко-роны в шинку. На данный момент шинка начи-нается на уровне последней насечки, что делает кольцо нескладным. Исправить это следует, «обскоблив», сузив шинку, чтобы она казалась «обернутой» этими канавками (Рис. 6.3d).

Что бы довершить это впечатление, скруглите края насечек, тогда дизайн не будет слишком круто «обрываться» к месту соприкосновения с пальцем. Теперь обработайте шинку, чтобы она составляла единое целое с верхушкой, слегка выступая по сторонам и сходя вниз до 1 мм. Теперь отшлифуйте, отполируйте фетровым ножевидным кругом, чтобы кромки были однородными и равномерными с обеих сторон.

Информация

О нас Информация о доставке

Обслуживание клиентов

Карта сайта

Дополнительно

Ювелирное дело

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Каталог ювелирных изделий. Ювелирная мастерская 2023
0.0246 с.