Броши
Несколько миниатюрных барельефов для этой цели мы уже делали и, на тот момент, тем и ограничивались. Но, чтобы эти барельефы стали брошками, к ним необходимо приделать застеж-ки, на которые их можно было крепить к ткани. Как мы уже убедились, для прочих украшений выбор застежек разных форм, размеров и степени сложности у нас огромен, и часто нам прихо-дится искать компромисс между функциональ-ностью и эстетикой. Но только не для брошей. Булавка с петелькой или на шарнире с собачкой - вот и все варианты (Рис. 8.9а). Выбор невелик. За редким исключением именно их и припаивают к тыльной стороне броши. А, припаянную, эту застежку не видит никто. Единственная задача ювелира — где именно ее поставить, и вам, как модельщику, следует удостовериться, что он это сделал правильно.
Брошь, как и подвеска, должна быть сбалан-сирована, иначе она будет опрокидываться. Од-нако на сей раз модельщику не придется вносить в дизайн основательные изменения или делать какие-то нашлепки, чтобы брошь лежала плоско и ровно. Все, что нужно сделать — это выбрать всего лишь из трех положений единственно воз-можное для шарнира с собачкой. И, если они расположены правильно, проблема баланса ре-шена. Впрочем, довольно часто местоположение застежки диктуется формой броши. Если, к при-меру, брошь имеет форму вытянутого прямоу-гольника, ориентированного горизонтально, то и застежка, явно, должна идти по горизонтали. А вот что не явно, так это расположение булавки и шарнира относительно друг друга.
Поскольку большинство из нас — правши, броши принято прикалывать справа налево, по-этому булавку нужно припаивать справа, а шар-нир с собачкой (или петельку) — слева.Это, если смотреть на брошь с тыльной стороны. Правило незыблемое, разве только вам специально дадут иные указания. Большинство ювелиров это зна-ют, но, чтобы быть уверенным, лучше отметить расположение элементов.
Как и большинство застежек, шарнир с со-бачкой нельзя отливать вместе с моделью. Их нужно припаивать отдельно. Поскольку вы не можете стоять над душой у ювелира, пока он их припаивает, следует заранее, еще в восковке, четко обозначить их места.
Для этого требуется некоторая интуиция, по-тому что идеальное место может оказаться в ниже поверхности, в участке, в котором воск был выбран глубоко. Возможно, в этой выемке следует поместить только одну часть застежки, другую же — у поверхности. Чтобы решить за-дачку, нужно просто построить две небольшие плоскости, на которые ювелир и станет напаивать застежку (Рис. 8.9Ь). Таким образом, вы не только уравняете высоту обеихдеталей застежки, но и укажете ювелиру, где им надлежит быть. Во избежание путаницы, плоскость с булавкой (правую) следует как-то пометить. Обычно достаточно маленькой точки — только заранее предупредите об этом ювелира.
Теперь перейдем к проблеме равновесия, и уж здесь, размещая плоскости, следует руководство-ваться не твердыми и незыблемыми правилами, а здравым смыслом. Если, как в большинстве случаев, булавка ориентирована горизонтально, то шарнир с собачкой лучше расположить зна-чительно выше центра, перенеся большую часть веса броши к ее низу (Рис. 8.9с).Тогда вы можете быть уверены, что брошь не опрокинется при ношении. Если же булавка ориентирована по вертикали, то проблему решить будет послож-нее.Тут, само собой разумеется, булавка вверху, а шарнир с собачкой — внизу, а остальное за-висит от конкретной формы и веса броши. На узкой и легкой броши булавку лучше ориенти-ровать в соответствии с ее формой (Рис. 8.9d).
Ну, а крупная, асимметричная брошь на вер-тикально поставленной булавке непременно будет болтаться из стороны в сторону.
И вот тут-то вам нужно призвать на помощь здравый смысл. Для горизонтальной постановки может не хватить места, и вы не хотите размещать ее вертикально. Единственное разумное решение - поставить ее по диагонали, разумеется, из пра-вого верхнего угла в левый нижний. Трудность — в определении точки равновесия.
И опять на помощь придет здравый смысл: чтобы брошь не опрокидывалась, весь механизм застежки следует поставить так, чтобы самая тяжелая часть булавки легла ниже центра.Шарнир с собачкой должны стоять как можно дальше друг от друга, именно для того, чтобы брошь не болталась из стороны в сторону (Рис. 8.9е). И помните: все эти задачи решать модельщику.Дизайнеру не до них, да и ювелиру, если только он не мастер высочайшего класса (а такой мастер никогда не станет тратить своего драгоценного времени на такие пустяки, как пайку застежки), за решение подобных задач никто платит.
Брошь, как и подвеска, должна быть сбалан-сирована, иначе она будет опрокидываться. Од-нако на сей раз модельщику не придется вносить в дизайн основательные изменения или делать какие-то нашлепки, чтобы брошь лежала плоско и ровно. Все, что нужно сделать — это выбрать всего лишь из трех положений единственно воз-можное для шарнира с собачкой. И, если они расположены правильно, проблема баланса ре-шена. Впрочем, довольно часто местоположение застежки диктуется формой броши. Если, к при-меру, брошь имеет форму вытянутого прямоу-гольника, ориентированного горизонтально, то и застежка, явно, должна идти по горизонтали. А вот что не явно, так это расположение булавки и шарнира относительно друг друга.
Поскольку большинство из нас — правши, броши принято прикалывать справа налево, по-этому булавку нужно припаивать справа, а шар-нир с собачкой (или петельку) — слева.Это, если смотреть на брошь с тыльной стороны. Правило незыблемое, разве только вам специально дадут иные указания. Большинство ювелиров это зна-ют, но, чтобы быть уверенным, лучше отметить расположение элементов.
Как и большинство застежек, шарнир с со-бачкой нельзя отливать вместе с моделью. Их нужно припаивать отдельно. Поскольку вы не можете стоять над душой у ювелира, пока он их припаивает, следует заранее, еще в восковке, четко обозначить их места.
Для этого требуется некоторая интуиция, по-тому что идеальное место может оказаться в ниже поверхности, в участке, в котором воск был выбран глубоко. Возможно, в этой выемке следует поместить только одну часть застежки, другую же — у поверхности. Чтобы решить за-дачку, нужно просто построить две небольшие плоскости, на которые ювелир и станет напаивать застежку (Рис. 8.9Ь). Таким образом, вы не только уравняете высоту обеихдеталей застежки, но и укажете ювелиру, где им надлежит быть. Во избежание путаницы, плоскость с булавкой (правую) следует как-то пометить. Обычно достаточно маленькой точки — только заранее предупредите об этом ювелира.
Теперь перейдем к проблеме равновесия, и уж здесь, размещая плоскости, следует руководство-ваться не твердыми и незыблемыми правилами, а здравым смыслом. Если, как в большинстве случаев, булавка ориентирована горизонтально, то шарнир с собачкой лучше расположить зна-чительно выше центра, перенеся большую часть веса броши к ее низу (Рис. 8.9с).Тогда вы можете быть уверены, что брошь не опрокинется при ношении. Если же булавка ориентирована по вертикали, то проблему решить будет послож-нее.Тут, само собой разумеется, булавка вверху, а шарнир с собачкой — внизу, а остальное за-висит от конкретной формы и веса броши. На узкой и легкой броши булавку лучше ориенти-ровать в соответствии с ее формой (Рис. 8.9d).
Ну, а крупная, асимметричная брошь на вер-тикально поставленной булавке непременно будет болтаться из стороны в сторону.
И вот тут-то вам нужно призвать на помощь здравый смысл. Для горизонтальной постановки может не хватить места, и вы не хотите размещать ее вертикально. Единственное разумное решение - поставить ее по диагонали, разумеется, из пра-вого верхнего угла в левый нижний. Трудность — в определении точки равновесия.
И опять на помощь придет здравый смысл: чтобы брошь не опрокидывалась, весь механизм застежки следует поставить так, чтобы самая тяжелая часть булавки легла ниже центра.Шарнир с собачкой должны стоять как можно дальше друг от друга, именно для того, чтобы брошь не болталась из стороны в сторону (Рис. 8.9е). И помните: все эти задачи решать модельщику.Дизайнеру не до них, да и ювелиру, если только он не мастер высочайшего класса (а такой мастер никогда не станет тратить своего драгоценного времени на такие пустяки, как пайку застежки), за решение подобных задач никто платит.