Изготовление, ремонт ювелирных изделий
Кольца  Серьги  Браслеты  Кресты и подвески  Броши  Колье  Гарнитуры
 Доставка  Услуги  Контакты  Каталоги

Сокровищницы русских царей

Старик Фаберже, усмехнувшись, дописал страничку. По просьбе одного из членов императорского дома он составлял реестр необходимых для обучения ювелирному делу инструментов.

— Молотки, штихели, а это что? — удивился заказчик, внимательно изучив список. — «Плоский ремень достаточной толщины»! Не пойму, на что он может быть употреблен в ювелирных работах?
— Ваше Высочество, это первый и самый необходимый инструмент, без него ни один ученик еще не обучался ювелирному искусству, — хитро щурясь, ответил Густав Фаберже.

ремнем или без, но на Руси появлялось много талантливейших мастеров золотых и серебряных дел. В древних славянских захоронениях можно встретить искусно выполненные ожерелья и серьги из драгоценных и полудрагоценных камней. Русские мастера превосходно владели сложнейшими техниками обработки драго-ценных металлов и камней, умели прекрасно сочетать цветные камни и жемчуг с перегородчатыми эмалями и ска-нью. Развиваясь вдали от западного ювелирного искусства, русское ювелирное дело отличалось своеобразием и было тесно связано с народными традициями. Форма посуды из металла повторяла форму деревянной утвари. Драгоценные изделия украшали рисунками, похожими на рисунки по дереву или керамике, растительным орнаментом и «чешуйками» — узором, покрывающим купола древних церквей.

Не было в Киевской Руси уголка, где бы ни работали искусные мастера. Но во время монголо-татарского нашествия многие из мастеров были уведены в плен или убиты, а мастерские уничтожены. Поэтому Иван в середине XV века, отправляя послов в Западную Европу, наказывал «добывать искусных мастеров и рядить их, чтобы ехали к великому князю внаем». Но годился русскому царю мастер не всякий, а «хитрый, который бы умел сосуды делать и кубки, да чеканить бы умел и писать на сосудах».

Охотно ехали в Россию купцы, которым было разрешено свободно торговать украшениями. И мастера «внаем рядиться» не отказывались, многих прельщал самый богатый в Европе царский двор. К концу XV века у Ивана III был уже целый штат мастеров, делавший посуду, оружие, доспехи - как лично для князя Московского, так и на подарки гос-тям, ханам - турецкому и крымскому, да и другим важным особам.

К великому сожалению, не сохранились имена этих умельцев. Но по чудесным изделиям можно судить о высочайшем уровне мастерства. Чеканка, чернь, литье, басма, скань, резьба на серебре, эмаль — все приемы обработки и украшения использовали они в своих работах, пополнявших сокровищницу русского царя.

Правда, не многие современники видели эту роскошь. До Петра I богатство не выставляли напоказ. Украшения и дорогие костюмы берегли и передавали из поко-ления в поколение без переделок и изменений — за модой не гнались, да и незачем было. Заграничные гости бывали в России не часто, а сами русские много не путешествовали. Посему носили то же, что и предки. Драгоценные металлы и камни для ювелирных изделий до XVII века везли из Византии, Китая, Индии и других стран: своих приисков Россия тогда не имела, и тем удивительнее обилие украшений, которыми владели не только богатые и знатные люди.

У всех царей были лища драгоценностей, постоянно пополняли. В сундуках Ивана Грозного7 хранились украшения из бирюзы, кораллов, изумрудов, рубинов, жемчуга и сапфиров. Своей второй жене, Марии Темрюковне, Иван

Информация

О нас Информация о доставке

Обслуживание клиентов

Карта сайта

Дополнительно

Ювелирное дело

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Каталог ювелирных изделий. Ювелирная мастерская 2023
0.0204 с.