Изготовление, ремонт ювелирных изделий
Кольца  Серьги  Браслеты  Кресты и подвески  Броши  Колье  Гарнитуры
 Доставка  Услуги  Контакты  Каталоги

Источники вдохновения

Эскизы берутся не из пустоты. Художествен-ное чутье следует развивать всеми возможными способами. Если можете, ходите по музеям, по выставкам, посещайте галереи. Впитывайте кра-соту, созданную руками других. Поинтересуй-тесь историей искусства — не только западного, но и искусства иных культур. Не оставьте своим вниманием и архитектуру, промышленный дизайн, декоративное искусство. Подпишитесь на ювелирные журналы, журналы мод и даже на журнал с фотографиями природы. Фотографи-руйте все, что, так или иначе, привлекло ваше внимание и собирайте собственную библиотеку ссылок. С карманной фотокамерой просто не расставайтесь. И - смотрите, смотрите, смотрите вокруг. Вы сами вскоре обнаружите источники вдохновения и поймете, что их — великое мно-жество.

Так или иначе, но в основе любого проекта лежат природные формы, будь то изъеденный временем и ветрами лик древней горы, или жи-вой организм, столь крохотный, что его и раз- глядеть-то можно лишь под микроскопом. Все эти сложные формы можно свести к простым геометрическим, из которых они, собственно, и возникли; а затем бесконечно дополнять затей-ливыми орнаментами, прихотливыми или, на-оборот, стилизованными вариациями на разные темы. Однако все эти вариации тоже берут на-чало в природе. Если вы сможете вникнуть в ее язык и перевести его на язык собственных эски-зов, все остальное станет излишним. Для этого нужно только захотеть и начать, а природа всегда к вашим услугам, и она — лучший художник и учитель.
Для первого проекта я выбрал в качестве примера морскую раковину. Из этой, довольно простой формы — у меня получились три со-вершенно разных украшения. Первое — брошь, предназначенная для направления так называ-емой «высокой моды»; второе — запонки; третье — подвеска. Для всех трех характерна одна и та же основная форма — то, что называется «линией». Но, в отличие от других проектов, представленных в книге, этот — всего лишь ре-комендация, совет. Не нужно его копировать. Найдите что-то свое, что вдохновит вас: цветок, утес, яблоко, корень дерева, да что угодно, и затем, исходя из этого, создавайте свой дизайн.

Брошь: в ней, конечно, в первую очередь бросается в глаза спиральная форма. Тщатель-нейшим образом изучив со всех сторон рако-вину, я обнаружил, что такую же форму имеет не только сама раковина, но и ее текстура. Все линии берут начало из общего центра и вокруг него закручиваются (Рис. 3.1а). Именно с этого я и начал, используя и форму, и текстуру раковины в качестве основы для эскиза.

В первой попытке мне не хотелось слишком далеко отходить от оригинала: все, к чему я стремился — слегка упростив, стилизовать форму и подчеркнуть текстуру (Рис.ЗЛЬ). Но в таком виде изготовленная из золота брошь была бы слишком тяжелой и потому дорогой. Пожалуй, для того рынка, на который я нацелился, требуется что- то полегче и чуть менее традиционное. И тогда я должен экспериментировать.Сохраняя основную форму раковины, изменил силуэт, чтобы получить что-то все еще традиционное, но слегка отличающееся от нормы. Чтобы уменьшить вес и придать «воздушности», сделал витки спирали не так плотно примыкающими друг к другу, но зато «ужал» спиральную резьбу на самих витках (Рис. 3.1с). И только после этого мне пришло в голову вообще отойти от формы завитка, сохра-нив текстуру, в которой читается только общее стремление к спиральности, так сказать, намек на движение. И получилось изящное украшение свободной формы (Рис. 3.1.d).

Мужские запонки: на броши запасы форм у моей раковины не исчерпались. Перевернув ее, я совершенно неожиданно обнаружил нечто, весьма напоминающее всем известный вос-точный символ Инь-Ян (Рис.3.2а). Поскольку для мужчин украшения принято делать менее прихотливыми, чем для женщин, то этого уже достаточно для начала работы. Стандартный Инь-Ян, в котором обе половины совершенно одинаковы мне делать не хотелось, и я еще раз осмотрел раковину. А она предоставила мне вы-бор.Оставив правую половину Инь-Ян припод-нятой, выпуклой, я «утопил» и сделал левую вогнутой, позволив свету и тени подчеркнуть формы (Рис.ЗЛЬ).Тут мне показалось, что вы-шло чуть легче, чем следовало, и я сделал Ян шире, а границу между Ян и Инь акцентировал дополнительным выпуклым завитком (Рис. 3.1с). Затем, стремясь к более выраженному и выпуклому профилю, напрочь убрал вогнутую часть, а выпуклую сделал еще шире по всему «ходу» спирали (Рис.3. Id).

Подвеска: Теперь, познакомившись с обеими сторонами своей раковины, я намеревался создать подвески трех, совершенно разных ти-пов, памятуя при этом, что подвеска, в отличие от броши и запонок, предмет, совершенно независимый, не требующих никакой дополни-тельной фурнитуры, припаиваемой к обратной стороне. Поскольку мне не хотелось прибегать к стандартной уловке для подвешивания — пере-ходному колечку — я решил каким-нибудь хи-трым образом ввести его прямо в дизайн.

Воспользовавшись своим же эскизом броши, я загнул петелькой кончик полуракови- ны, подчеркнув сущность формы спиральнос- тью текстуры (Рис. 3.3а). Для второго варианта я вернулся к Инь-Ян и теперь вырезал левую половину, тоже создав петлю. Правую, выпуклую, предполагалось слегка утяжелить, чтобы подвеска висела ровно (Рис. З.ЗЬ). В последнем варианте я объединил два первых (Рис.З.Зс).

Как видите, художественные вариации на тему всего лишь одной раковины, практически, безграничны. А сколько такого в запасах у При-роды. Всего и не представить. Нужно только рас-крыть пошире глаза, и вам откроется источник вдохновения.Только носи блокнот.

Проект 2: Рукотворные источники вдохновения


Если общение с природой напрямую почему-либо вас страшит, вы всегда можете вдох-новляться той рукотворной красотой, которую человек создает вокруг себя. Существует мно-жество видов искусства: графика и живопись, каллиграфия и художественная фотография, скульптура и промышленный дизайн и, особенно, архитектура. Искусством может быть даже реклама. Но, в первую очередь, таким рукотворным источником вдохновения может служить, конечно же, искусство, расплывчато называемое декоративным.

В отличие от скульптуры или живописи, ко-торые являются средствами самовыражения, декоративное искусство стремится лишь к тому, чтобы сделать окружающие нас вполне утили-тарные предметы как можно красивее. Задача ковра — покрывать пол. Стул — предмет, на ко-тором сидят. Ваза предназначена для цветов. Но в руках художника-декоратора все эти простые вещи становятся красивыми, дабы они каждод-невно радовали наш глаз. Той же красотой мо-жете вдохновляться и вы. Присмотритесь к ху-дожникам, работающим с кружевами, тканями или обоями, создающим мебель, фарфор, стекло или кованые изделия, и у вас не будет недостатка в источнике вдохновения. Единственный вид декоративного искусства, которого вам следует избегать — ювелирные украшения. Отставив в сторону этику и авторские права, напомним, что подающий надежды дизайнер может черпать вдохновение где угодно, но только не в работах своего же собрата-художника. Чтобы познакомиться с новыми течениями и направ-лениями, ходите по выставкам, листайте юве-лирные журналы. Иногда можно даже позволить себе воспользоваться мотивом какого-нибудь классического украшения, приспособив его к своей работе. Но совершенно копировать чужие работы просто гибельно для начинающего ху-дожника, ибо тормозит развитие собственных творческих способностей. Доверьтесь своему та-ланту и ищите вдохновение в других местах.

Для следующего проекта я взял один мотив из вазы резного стекла (Рис. 3.4а) и разработал с ним опять целую «сюжетную линию»: гарнитур из броши, серег и кольца.Точно так же, как и с раковиной, сначала я долго вертел вазу в руках, рассматривая ее и так, и этак со всех сторон, в поисках отправной точки. Но здесь увидел не логику простых геометрических форм, а симметрию двух отчетливых, направленных в противоположные стороны ритмов. Силуэт вы-гнут эллипсом, прорезанным изящно изогнутыми расходящимися линиями, и определяющими весь рисунок. Но детали остры и угловаты, как, впрочем, и сама фактура. Поэтому прежде, чем начинать, нужно было решить, придерживаться ли этих двух, стремящихся в противоположные стороны, ритмов или же предпочесть один дру-гому. Я решил сохранить оба варианта, но под-черкнуть изогнутость, а угловатостью восполь-зоваться, чтобы слегка изменить поверхность броши. Кроме того, мне бросилось в глаза, что прорези, сходясь к центру, образуют прямоу-гольник, куда так и просится камень. Все, идея родилась, можно приступать к наброскам.

Первое, что нужно сделать — упростить рису-нок, оставив его основные компоненты. И тут я заметил, что прорези пересекаются как-то уж очень чопорно, делая эскиз несколько статичным (Рис. 3.4Ь). Поскольку я решил подчеркнуть изогнутость, то углубил их, и они изящно про-текли от границ эллипса, образовав с ним более единое целое, чем прежде.

Для усиления эффекта, я проработал профиль, придав эллипсу больше выпуклости, чтобы свет играл на мягко-рельефных формах (Рис. 3.2с). На бумаге получилось довольно интересно, но теперь я понял, что прорези, механически перенесенные с вазы на эскиз, не усиливают игру света на поверхности выпуклого эллипса. Более того, оставь я их, как есть, они образовали бы в силуэте небольшие V-об- разные прорези, уводящие взгляд в сторону. Чтобы решить обе проблемы разом, я прорези превратил в «гребешки», сохранив первоначальную остроугольную форму. Теперь, отбрасываемые ими тени и резкие блики усилили прежде невыразительную поверхность эллипса (Рис. 3.4d). И тут я понял, что выпуклые пере-секающиеся «гребешки» с их довольно жесткой формой, словно сложенные накрест ленты, как бы обвивают мягкой формы эллипс. Именно в этот момент я распрощался с первоначально взятым из вазы мотивом и призвал на помощь весь свой опыт. В реальном воплощении жесткая форма, обвитая мягкой, «придавливает» ее. Следуя этой логике, я сделал эскиз, который, в конце, концов, удовлетворил меня, а заключительным аккордом послужил камень, закрепленный по центру в глухой каст (Рис. 3.4е). Что ж, мотив моей «линии» несколько изменился, но выглядит весьма неплохо, можно переходить к серьгам.
Просто перерисовать эскиз броши, только в миниатюре — нет, это не вариант, поскольку из-за горизонтальной ориентации такие серьги будет неудобно носить. Перевернуть их и поставить вертикально — мне тоже не нравится.

А вот что мне нравится, так это, пожалуй, сохранив основной мотив, приспособить его к серьгам. Проще всего начать с самой общепринятой формы — стандартной круглой «пуговицы» - и посмотреть, как это будет выглядеть с мотивом броши: перекрещивающимся орнаментом с камнем по центру (Рис. 3.5а). Решение, отнюдь не лучшее, но, по крайней мере, теперьязнаю, чего следует избегать.Дизайн получался каким- то напряженным. Ровные, текучие очертания, придававшие броши мягкую рельефность, в серьгах оказались совершенно подавлены этим угловатым «орнаментом». Да и сами очертания «выбивались» из единой направленности гарни-тура. Пришлось обратиться еще к одной обще-принятой форме — овалу, который позволит не только сохранитьте самые, ровные текучие очер-тания, но и чуточку ниже опустить перекрестье лент вместе с камнем. Тогда и дизайн станет интереснее, и появится возможность опустить камень, сделав его более заметным (Рис. 3.5Ь). напряженности эскиза почти не уменьшили. Камень, высился, словно валун на пути струя-щегося потока, разбивая его и мешая плавному течению форм.

Что ж, придется в очередной раз отказаться от первоначального варианта. На сей раз, пожалуй, стоит опустить перекрестье еще ниже, и «пересадить» камень в самый низ серьги, чтобы ленты, как два стебелька, нежно «об-нимали» его (Рис. 3.5с). Ну, что ж, почти готово. Три поверхности плавно стекают вниз, под-черкнутые мягким изгибом орнамента («лент»), причем плавность эта не течет скучно, невесть куда, а соразмерно концентрируется в камне, уютно устроившимся между лентами, словно ягодка в листочках. Единственное, что меня те-перь беспокоило — общий силуэт серьги. С кам-нем в самом низу, она напоминала перевернутую слезинку. Верх был тяжеловат. Серьга, какую бы форму она ни имела, должна «висеть», и висеть естественно и органично, подчиняясь силе тяжести, которая требует, чтобы больший вес находился (или смотрелся) внизу, а не наверху. Но мне-то вовсе и не нужна серьга в форме сле-зы. Скорее уж больше подойдет «яйцо». Вот на нем я и остановился: эта форма подходила мне по всем критериям, и не только для серег, но и для кольца (Рис.3.5с1).

Броши и серьгам, барельефам, по сути, до-статочно, если они хорошо «смотрятся» на виде сверху, кольцо же — трехмерно и должно хо-рошо смотреться со всех точек. Поскольку в мое кольцо, дабы оно гармонировало с остальным гарнитуром, больше одного камня ставить нельзя, то и вся форма зависит от того, куда я его посажу. А, поскольку камень один, то и ставить его, почти без вариантов, придется по центру. Так что главная задача — изящно и органично развернуть основной мотив вокруг камня. И ответ могут подсказать те варианты, что я проработал и отверг для серег. Меня удо-влетворил первый же вариант: обвести лентами камень накрест по периметру и, так же накрест, опустить их к шинке (Рис. 3.6). Дизайн гарни-тура готов.

Информация

О нас Информация о доставке

Обслуживание клиентов

Карта сайта

Дополнительно

Ювелирное дело

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Каталог ювелирных изделий. Ювелирная мастерская 2023
0.0378 с.