Изготовление, ремонт ювелирных изделий
Кольца  Серьги  Браслеты  Кресты и подвески  Броши  Колье  Гарнитуры
 Доставка  Услуги  Контакты  Каталоги

Глиняная модель

Подход к созданию модели из глины должен быть систематизированным: каждый этап следует хорошенько просчитывать заранее. Куда как неприятно, когда, после нескольких часов на-пряженного труда над изделием, его приходится выбрасывать только потому, что вы недостаточ-но подготовились.Так что, работайте медленно.

Первым делом, нужно отрезать тонкую (около 3 мм) пластину глины и, положив ее прямо на стекло, деревянным инструментом придать приблизительный контур лежащего под стеклом эскиза (Рис.4.За).Эта пластина и станет основой, к которой будет крепиться орнамент. Пластина должна быть не плоской, а чуть выпуклой в цен-тральной части (Рис. 4.3Ь) — обычный, слегка изогнутый профиль «ковбойской» пряжки. Зад-ней стороне позднее будет придан соответству-ющий изгиб.

Придав глиняной пластине примерную форму пряжки, уточните ее контуры ножом X-Acto.3TO не только придает контуру законченные очертания, но и задает толщину: примерно 1,5 мм в самой тонкой части — по краю (Рис.4.3с).Теперь поверхность следует разгладить деревянным инструментом, чтобы убрать все неровности. И возьмите за правило быть как можно точнее и аккуратнее, даже если на данном этапе вы работаете всего лишь с глиной. Впоследствии вам это очень пригодится.

На этой стадии функциональную часть пряжки можно считать законченной и переходить к орнаментальной. Как вы помните, в ювелирном деле модельщик должен, в первую очередь, учитывать функциональность изделия. Если кольцо невозможно носить, то, невзирая ни на какую красоту, его невозможно использовать как ювелирное украшение. Поэтому модельщик, приступая к работе над кольцом, начинает с шинки, а детали верхушки вырезает уже потом. Все ювелирные украшения должны давать положительный «ответ» на два вопроса: «Можно ли его носить?» и «Удобно ли его носить?» И только когда украшение удовлетворит этим двум требованиям, можно заниматься эстетической стороной.

На скульптуру мы обычно смотрим как на со-четание разных уровней и плоскостей. Каждая выпуклая на рисунке деталь в барельефе должна иметь определенную высоту, но все они должны располагаться примерно в одном уровне. На вы-бранной мною пряжке обычный растительный узор. Прежде, чем коснуться глины инструмен-том, я стараюсь присвоить уровень каждому из основных элементов дизайна. Пожалуй, взгляд должны притягивать к себе, в первую очередь, цветы. Следовательно, они и должны быть выше всего остального узора. Листья должны изящно изгибаться, а, значит, следующий уровень дол-жен быть ниже, но толще, чтобы дать место этим изгибам. И, наконец, третий, самый нижний уровень, на котором расположены стебельки, должен лишь слегка возвышаться над фоном.

Обычно, при определении всех этих уровней модельщику помогает дизайнер. Дизайнеры крайне редко предлагают эскизы простых очер-таний; как правило, они прорисовывают мно-жество теней, оставляя самые нижние в разной степени затемнености, причем наиболее ин-тенсивная тень соответствует самым глубоким участкам; или преподносят свой замысел под небольшим углом, чтобы наметить профиль. Но, в конце концов, пропорции определяет именно модельщик.

Под растительный орнамент пряжка делится на три четко выраженные плоскости, нижняя из которых и будет, собственно, пряжкой. От блока глины отрежьте еще две пластины, одну толщи-ной 3 мм, другую — 6,5 мм. Последняя послужит нижним слоем из этих двух (Рис. 4.4а). Теперь, точно так же, как и раньше, оригинальный рисунок в качестве трафарета положите под чистую часть стеклянной пластины, вырежьте только те контуры, которые относятся к среднему уровню профиля пряжки (Рис.4.4Ь). Наложите этот слой на основу, чтобы получились две четко просматриваемые пластины. Повторите операцию с третьей, 3-миллиметровой пластиной (Рис.4.4с).

Не кидайтесь сразу вырезать прожилки на лис-тьях или лепестки на цветах. Сначала следует определить дополнительные плоскости, которые есть внутри каждой основной и которые не обязательно параллельны трем основным. Хоть задача эта и несложная, чтобы определить углы дополнительных плоскостей, под которыми они расположены, требуется поразмыслить. Впрочем, робеть тоже не следует: глину, как и воск, с ко-торым вы будете работать позднее, всегда можно «нарастить», если ненароком вырежете больше, чем нужно.

Все излишние «тонкости» эскиза нужно свести к нескольким главным графическим темам.Зача- стую полезно, если вы сделаете еще один набросок с оригинала, в котором изделие будет изображено не линиями, а «массами», каждая из которых соответствовала бы одной конкретной плоскости.
Если же это не получится, пытайтесь предста-вить себе основное направление каждой детали изделия. Если вы оставите каждый цветок лицом к зрителю, изделие будет безжизненным, статичным, похожим на фанерный садовый орнамент. А ведь задача модельщика — вдох-нуть в изделие жизнь и движение, сделать его динамичным.

Все плоскости, которые будут цветами, об-режьте под разными углами, чтобы каждая смо-трела чуть в другом направлении. Осветите изделие лампой снизу под очень острым углом, чтобы жестче проявились светотени; повертите изделие и так и этак, пока не определите нужный угол и направление каждой плоскости, и общее впечатление не будет вас устраивать. Вырезайте только по прямой: светотени гораздо четче проявляются на резких границах плоскостей (Рис.4.5а).На данном этапе всякие изящные изгибы и мягкие закругления, в других случаях свидетельствующие о высоком мастерстве, будут только помехой. Компоновка различных плоскостей, вариации их размеров, направлений, взаимосвязи, - все это часть работы, в которой лично я нахожу немалое удовольствие. Ведь работа эта самая сложная и наиболее важная. Взять инструмент и нацарапать пято к-другой деталей, даже и тонких, может научиться кто угодно, а вот так скомпоновать формы, чтобы они ожили — для этого нужны особые способности.

Итак, с компоновкой плоскостей мы покончи-ли, теперь можно и с деревянным инструментом «позабавиться»: придать резким формам выве-ренную изогнутость, уточнить контуры и свести воедино все отдельные части изделия, создав гармоничное единство (Рис. 4.5Ь). Если вы сумели придать достаточную выразительность основной структуре, то вся эта тонкая работа усилит красоту изделия, восстановит всю ту нежность и хрупкость оригинала, которую вам, в силу необходимости, пришлось на время изгнать. Не стесняйтесь сглаживать глину, если вырезанная деталь не нравится вам, менять деталь, отходя от оригинала, придавайте текстуру, даже проделывайте отверстия, короче, делайте все, что считаете нужным, чтобы придать изделию тот вид, который вам нравится. Не забывайте только об одном: вы готовите не просто декоративное изделие, а вполне утилитарную вещь — пряжку для ремня.

Теперь глиняная модель практически готова, требуется лишь несколько финальных штрихов. Иногда при резьбе на глине появляются задиры; их нужно аккуратненько срезать ножом X-Acto. Поверхность следует загладить, чтобы оконча-тельно удалить малейшие дефекты; облегчить эту процедуру помогут несколько капель — не больше — глицерина. Не «скупитесь» на окончательную отделку: ведь вы собираетесь по этой модели изготовить форму, поэтому поверхность ее должна быть безупречной, а если вы позволите себе небрежно, то потом сторицей за это расплатитесь.

Информация

О нас Информация о доставке

Обслуживание клиентов

Карта сайта

Дополнительно

Ювелирное дело

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Каталог ювелирных изделий. Ювелирная мастерская 2023
0.0261 с.